08.12.2013 23:50
    Поделиться

    Премьер-министр подвел итоги года для страны и правительства

    Премьер-министр Дмитрий Медведев, по уже сложившейся традиции, подвел итоги года работы кабинета министров в прямом эфире телевидения, ответив на вопросы ведущих сразу пяти российских каналов.

    Разговор в прямом эфире - формат для главы правительства не новый. Впервые такое подведение итогов года состоялось в 2008 году. Со временем формат расширялся и пришел к существующему, когда премьера интервьюируют ведущие сразу пяти каналов - Первого, "России", НТВ, РЕН ТВ и "Дождя".

    Для председателя кабинета министров, весь год вместе с подчиненными воевавшего за каждый процент роста экономики, главные итоги года лежат в экономической плоскости. Российская экономика, несмотря на снижение прогнозов, все же развивается, а не падает; показатели безработицы в два-три раза меньше, чем в развитых экономиках; уровень госдолга невысокий; страна накопила определенную подушку безопасности в резервных фондах. Но все это не повод для чрезмерного оптимизма.

    - Состояние дел в нашей экономике, наверное, такое же, как и в большинстве развитых и быстро развивающихся рынков мира - оно довольно сложное, - заявил Дмитрий Медведев. - Я не так давно употребил такой термин - кислое состояние.

    И премьер "прямо и откровенно" дал понять: далеко не все сейчас зависит от правительства, потому что отечественная экономика давно стала частью мировой. "Мы не можем радикально изменить ситуацию, если мировая экономика будет падать", - подчеркнул глава кабмина.

    На фоне экономических результатов работа кабинета министров в целом и отдельных его членов регулярно попадает под град критики. Причем не только записных оппозиционеров, но иногда и президента страны. Дмитрий Медведев уверен, что его правительство работает: "Правительство - абсолютно работоспособная команда, она возникла, она состоялась, но при этом, конечно, есть сложности, есть проблемы, которые возникают в деятельности тех или иных министерств и министров". Кто-то из министров не смог быстро включиться в работу, другие не выдержали давления, связанного с министерскими обязанностями.

    - В целом, я считаю, что радикальных изменений никаких сейчас быть не должно. Все расставлены на свои места, все работают, - сказал премьер.

    Начали разбирать работу по отдельным направлениям, для начала затронув тему ЖКХ и идею введения предоплаты за его услуги. Днем ранее даже президент Владимир Путин признался, что у него в резиденции из крана периодически течет ржавая вода. "Если президент говорит, что у него периодически течет, значит и у меня течет, потому что мы с ним рядом живем", - улыбнулся председатель правительства.

    Что до предоплаты по услугам ЖКХ, то, пообещал Медведев, если такая мера и будет реализована, то затронет далеко не всех граждан. "У нас 94 процента граждан вовремя рассчитываются за жилищно-коммунальные услуги. За что же их наказывать-то? Не за что абсолютно, - заметил Дмитрий Медведев. - Речь идет только о 6 процентах, у которых есть просрочка, и речь идет о такой ситуации, когда эта просрочка длится более полугода".

    Из числа острых социальных вопросов ведущие подняли тему пенсионной реформы. Премьер-министр дал понять, что в идеале думать о пенсии граждан должно не только государство, но и сами граждане.

    "Пенсия у людей должна зависеть от двух факторов: от размера заработной платы и от трудового стажа, - заявил глава кабмина. - Вот эти два фактора являются главными. Чем больше размер зарплаты, чем больше стаж, тем больше пенсия". При этом государство создает дополнительные стимулы, чтобы люди работали и после достижения пенсионного возраста, а потом получали за это дополнительные начисления на пенсию. "Обратите внимание: в отличие от огромного количества стран мы не повышаем пенсионный возраст и не собираемся этого делать, - подчеркнул Медведев. - Хочешь в 55 лет на пенсию или в 60 - уходи, пожалуйста".

    Попробовал он развеять и другое возможное заблуждение. "Правительство не планирует отмену накопительной пенсии. Ничего не отменяется, - заявил премьер. - Мы просто делаем эту систему, на наш взгляд, более справедливой, потому что каждый человек должен понять, как ему распоряжаться своими деньгами".

    Только эти две темы настолько социально острые, что даже они способны изрядно подпортить рейтинг любому главе правительства. Дмитрий Медведев это понимает, но непопулярных решений не боится. "Любой нормальный человек, который приходит руководить какими-то процессами, уж тем более на государственную службу, а уж тем более занимает высокую государственную позицию, точно не должен этого бояться. Иначе ты никакого решения никогда не примешь", - считает он.

    - Нельзя вести себя, как слон в посудной лавке, нельзя совершать необдуманных, глупых поступков, но нужно набираться мужества и принимать решения, в том числе по довольно сложным вопросам, - добавил глава кабинета министров.

    По некоторым вопросам премьер готов вступать в дискуссию с главой государства. Как, например, в случае с идеей передать Следственному комитету полномочия по расследованию налоговых преступлений, но это не меняет сути отношений Кремля и Белого дома. "У нас с президентом все в порядке, никакой струны нет", - убеждал Медведев. Противоречий в позициях нет, поскольку все заинтересованы в эффективном уголовном законодательстве. "Поэтому эти подходы - они очень близки. В конечном счете, надо посмотреть, как будет работать новый уголовный закон, - считает глава кабмина. - В этом мире нет ничего личного и нужно создавать эффективное налоговое и уголовное законодательство. Именно этим занимается президент, именно этим занимается правительство".

    Постепенно вопросы телеведущих ушли из экономической плоскости и перешли в политическую. По случаю 20-летия Конституции глава государства согласился объявить амнистию. Сразу возникли вопросы, попадут ли под нее Михаил Ходорковский, участницы Pussy Riot и обвиняемые по так называемому "болотному делу".

    "Почему мы все время думаем только о тех, кому посчастливилось попасть под лучи юпитеров и о тех, по которым есть какой-то международный спор? А о других-то кто будет думать?" - поинтересовался Дмитрий Медведев. А это 700 тысяч человек, которые находятся в местах заключения.

    - При принятии этих решений нужно ориентироваться не на фамилии, а на степень общественной опасности этих правонарушений, и на судьбу конкретных лиц, оказавшихся, как правило, по своей вине в этих очень сложных условиях, - указал глава правительства.

    И не считает Дмитрий Медведев, что в стране есть политзаключенные - их так называют, но они таковыми не являются. "Да, наверно, они оппозиционно относятся к власти, у них есть свои политические убеждения, но за это не сидят, - заявил он. - Они отбывают наказание или находятся в предварительно заключении, потому что они грубо нарушили общественный порядок".

    Закон един для всех, будь это бизнесмены, граждане или чиновники и даже мэры. И даже, если эти мэры входят в "Единую Россию", которую возглавляет Дмитрий Медведев. "В отношении тех, кто попался. Они должны отвечать независимо от того, какой партийный билет у них лежит в кармане", - указал премьер, комментируя арест мэра Астрахани.

    Причем искоренить такие ситуации глава кабмина считает невозможным: "Потому что, к сожалению, власть все равно провоцирует злоупотребления. Такова природа властных полномочий. И, к сожалению, такие правонарушения совершает не тот, кто планирует когда-то войти во власть, а тот, кто власть получил".
    Основным законом России является Конституция, и к юбилею стали появляться разные предложения о внесении в нее изменений. Например, вписать в Конституцию, что православие является основой национальной самобытности России. "На мой взгляд, установление каких-либо специальных преференций недопустимо", - поделился премьер своим мнением.

    - У нас вообще-то провозглашена свобода совести: каждый выбирает себе Церковь по своим ощущениям или говорит о том, что он является атеистом, - напомнил Медведев. - Это и есть цивилизованный подход к этим отношениям.

    А вот другое изменение в Основной закон, касающееся объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов, в скором времени будет официально оформлено. Существует мнение, что делается это слияние в том числе для действующего премьера, который в будущем мог бы встать во главе этого судебного органа. "Если это попытка вытащить из меня информацию, когда я собираюсь куда-то уйти, то хочу вам сказать, что мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, - заявил глава кабинета министров. - Это интересная работа. Пока я могу этим заниматься, пока есть соответствующее президентское решение на сей счет, я этой работой буду заниматься. Работа очень сложная, хоть и не очень популярная".

    А пока премьер занят этой работой, он может подумать над тем, стоит ли в будущем идти на выборы президента. "Я хотел бы еще поработать, а потом уже по совокупности обстоятельств принять для себя необходимое решение. И не более того", - ответил Медведев на традиционный вопрос о президентских амбициях.

    Поделиться