Новости

09.12.2013 00:35
Рубрика: В мире

Без икры и шампанского

Корресподенты "РГ" окунулись в предпраздничные корпоративы в разных странах
Американцы, как и все, конечно, любят "оторваться" на вечеринках, но в целом народ прагматичный и семейный. Эти черты оказывают самое прямое влияние на культуру корпоративных вечеринок в США в преддверии Рождества и Нового года.

Сильный удар по этой традиции нанес финансовый кризис 2008 года, после чего на протяжении нескольких лет многие компании вовсе отказывались от организации массовых гуляний для сотрудников или сокращали их программу. Чрезмерные затраты на проведение корпоративов на фоне увольнений и снижения зарплат не нашли бы отзыва в сердцах прагматичных американцев.

Но вот последствия кризиса по большей части позади, и в этом году, согласно исследованию компании BattaliaWinston, около 96 процентов работодателей в США готовят торжественные мероприятия - рекордный показатель с 1997 года.

Шиковать, правда, в целом все равно не принято: по опросам общественного мнения, американцы предпочитают дополнительный бонус к зарплате накануне праздника, а не роскошную корпоративную вечеринку. Только шесть процентов работодателей не жалеют средств на корпоратив, а в целом, как отмечают в BattaliaWinston, "вечеринки вернулись, но фонтаны шампанского и россыпи икры больше не в тренде".

Основные кутилы - крупные компании с Уолл-стрит, отмечающие с размахом: принято снимать шикарные рестораны или большие помещения в музеях, приглашать артистов, организовывать тематические вечеринки, разыгрывать крупные призы. Если бюджет не позволяет таких излишеств, то отмечают в заведениях попроще или же обходятся посиделками в стенах офиса - таких корпоративов около 40 процентов.

Согласно опросу, 42 процента компаний устраивают вечеринку с целью поднятия морального духа сотрудников, 38 процентов - ради ощущения праздника, а семь процентов хотят продемонстрировать хорошее состояние дел фирмы. Для самих работяг это и праздник, когда можно расслабиться, и возможность пообщаться с коллегами, на что в течение года не хватает времени.

Большинство вечеринок - 76 процентов - организовываются только для сотрудников, но достаточно распространен и формат с участием супругов и детей. При этом все больше популярны корпоративы в обеденное время - таких сейчас больше, чем вечерних мероприятий. Немало и "сухих" вечеринок - 28 процентов, хотя на большинстве сотрудникам предполагают выпивку.

Существует негласный этикет поведения на новогодней вечеринке: не опаздывать, не злоупотреблять алкоголем, поддерживать ненавязчивый и дружелюбный разговор и не сплетничать. Американские офисные работники любят потанцевать, не стесняются выходить на сцену и плясать под любимую музыку. Для развлечения гостей, особенно если есть дети, придумывают конкурсы, розыгрыши. Дебош и "гладиаторские бои" тут не в почете.

В канун копроративов нередко устраивают игру под названием "Секретный Санта" - что-то вроде анонимного обмена подарками между сотрудниками. Больше половины фирм - 54 процента - не забывают о благотворительности, как деньгами, так и другими вещами. У сотрудников в этом смысле пыла меньше, но и из них 15 процентов пожертвуют деньги или перед праздниками пойдут волонтерами для оказания помощи бедным.

Финны не боятся выглядеть забавными

Если вы хотите в декабре сходить на ужин в ресторан в Финляндии, будьте готовы к тому, что вам придется довольствоваться пиццей или гамбургером в обычной забегаловке.

Перед Рождеством все рестораны страны обслуживают корпоративные новогодние вечеринки или, как их тут называют, "Пиккуйоулу". Места бронируются чуть ли не с лета.

Финские компании спускают десятки тысяч евро на этот фактически единственный корпоративный праздник в году. Экономить на сотрудниках считается дурным тоном и неуважением к персоналу. Руководителям фирм и предприятий приходится арендовать рестораны, оплачивать артистов, вкусную еду и напитки. А также дружески и непринужденно поздравлять своих прилично выпивших сотрудников с Рождеством.

В Финляндии на пиккуйоулу считается вполне допустимым хорошенько расслабиться, выпить, подшучивать над коллегами и даже удивлять всех своим "эксцентричным" поведением. Правда, есть потом опасность стать объектом насмешек со стороны своих же сотрудников на целый год до следующего праздника. Но об этом финны редко задумываются заранее.

На пиккуйоулу пьют много. Первая причина: алкоголь в финских ресторанах очень дорогой. Поскольку все расходы за отдых персонала берет на себя предприятие, сотрудники не стесняются пробовать всевозможные напитки. Вторая причина: корпоратив проводится раз в год и люди просто напросто уходят по этому случаю в "полный отрыв". Третья причина: любовь финнов к алкоголю.

В случае неадекватного поведения на корпоративе, будь то драка, крепкий здоровый сон за столом или необычные танцы, "прославившегося" сотрудника никто не уволит и не оштрафует. Но он понесет наказание, если нарушит права женщин, приставая к ним без разрешения. Солидный штраф и лишение водительских будет грозить тому, кто после распития алкогольных напитков решит сесть за руль. Финская полиция в период отмечания корпоративов усиливает патруль, а также через СМИ предупреждает водителей о том, что "ты можешь быть забавным дурачком, но только не пьяным за рулем".

Согласно общепринятым правилам, в Финляндии не принято брать на корпоратив свою вторую половинку. И, видимо, поэтому чаще всего супружеские измены случаются на корпоративных вечеринках, которые организуются где-нибудь в загородном отеле. Финским женщинам по темпераменту свойственно собираться в группы и сплетничать. А вот мужчины, изрядно выпив, проявляют себя не с самой лучшей стороны, с точки зрения их жен. Больше всего финок раздражает, когда в месте, где отмечается корпоратив, есть общая сауна - ведь в нее одновременно ходят париться и мужчины и женщины, при том зачастую в обнаженном виде. Справедливости ради стоит отметить, что финские мужчины тоже не в восторге, когда их жены ходят в такие парилки без ведома супруга.

На самом деле пиккуйоулу в копеечку обходится простым работникам. Финки покупают себе красивые праздничные платья, туфли и сумочки. Мужчины надевают свои лучшие костюмы и оплачивают весьма дорогое в Финляндии такси от ресторана до дома, где потом поутру выслушивают упреки жен.

Кстати, самым достойным образом ведут себя руководители компаний. Они пьют умеренно, ведут себя сдержанно и постоянно в уме считают потраченные на всеобщее веселье деньги.

Между тем

Три года назад в период экономического кризиса некоторые предприятия в целях экономии отказались проводить корпоративные вечеринки перед Рождеством. В итоге финские психологи отметили, что несоблюдение традиций привело к разобщению рабочих коллективов, потери связи между руководством и подчиненными, к атмосфере напряженности и усталости среди персонала.

Алкомарафон не всякий выдержит, а отказаться нельзя

Один из моих знакомых корейских бизнесменов несколько лет назад в начале декабря ушел на три недели в буддийский монастырь. "Ну не могу я выдерживать эти алкомарафоны, а отказаться нельзя! Может, хоть в монастыре спрячусь от всех этих предновогодних посиделок", - пояснил он мне свое решение…

В Корее практически каждый кореец участвует в нескольких встречах, посвященных окончанию старого и началу нового года. Как правило, такие собрания проводятся весь декабрь, иногда могут захватывать и начало января. Согласно опросам, получается, что "на человека" приходится четыре-пять таких мероприятий.

Встречаться можно с разными людьми, но, есть список практически "обязательных" предновогодних посиделок. Так, считается неписанным, но соблюдаемым всеми правилом встретиться с бывшими однокашниками по средней школе, вузу, "пообщаться" с земляками и, конечно же, не обходится без новогодних рабочих корпоративов. Это, повторимся, лишь "необходимый минимум", на деле же получается, что встречи проводятся с самыми разными друзьями и знакомыми: с кем на кружок фотографии ходите, с кем по горам лазаете, на танцы ходите, да вообще - почему с хорошим человеком не выпить накануне нового года?

И понятно что, как правило, подобные собрания не обходятся без спиртного. Корейцы жалуются на такую практику, обреченно вздыхают, неустанно вспоминают о вреде для здоровья, но все равно не особо отказываются проводить горячительными напитками старый год и встретить новый. В последние годы постепенно масштабы возлияний уменьшаются, в том числе под влиянием пропаганды о здоровом образе жизни, но все равно серьезный "удар по печени" скорее всего гарантирован.

Именно поэтому в эти дни практически по всем телеканалам и во всех газетах появляются материалы с советами: "как пить поменьше", "как выжить в алкомарафоне", "как не особо пострадать от предновогодних застолий" и т.п.

Обычно все эти "заседания" по своей сути ничем не отличаются от стандартных корпоративов: встретятся, посидят, выпьют, перейдут в другой ресторан или бар - снова выпьют и так далее. Но в общем - "привычное" застолье. Правда, у многих до сих пор в ходу традиция дружно крикнуть тост "вихаё!" (что-то типа "давай!"). Такие "боевые кличи" под Новый год в Корее часто доносятся из ресторанов. Тогда сразу ясно: собрались, чтобы проводить старый год. Говорят, что в некоторые рестораны в странах Западной Европы перестали пускать корейские компании в канун Нового года - слишком непривычно для европейцев.

Сама же практика новогодних застолий непосредственно в ночь на 1 января в Южной Корее не очень принята. Многие просто ложатся спать 31 декабря. Более распространен обычай встречи первого восхода нового года. Для этого корейцы на рассвете выбираются в горы или на восточное побережье, чтобы поприветствовать первое появление светила в наступившем году. (100)

Под звездную попмузыку за свой счет

Праздник "Конца года", объединяющий в себе Рождество и Новый год, в кругу коллег, за редким исключением, является обязательным мероприятием. Проходить он может абсолютно по-разному: от рабочего завтрака до шикарной вечеринки с приглашенными звездами.

Самыми скромными являются местные чиновники. Единственное, что может быть устроено для них работодателем, - это рабочий завтрак. Вечером они, конечно, собираются в каком-нибудь ресторане, но платят за себя сами. Правда, в ряде случаев для них устраивается концерт с приглашением звезд бразильской попмузыки. Но после него все гуляния за свой счет.

Немного другой подход у частных компаний. Некоторые фирмы собираются по отделам, устраивая праздник у кого-нибудь дома. Обычно начало довольно официально: ужин проходит по всем правилам хорошего тона с официантами и поварами, заказанными в ресторанах блюдами. На такой ужин могут быть приглашены и музыканты, играющие спокойную легкую музыку. Но, как правило, через несколько часов этот праздник перерастает в неофициальное мероприятие. Все это может быть оплачено компанией полностью или частично.

Ряд фирм, этим в основном отличаются крупные государственные компании, снимают для своих сотрудников клубы с огромными залами и устраивают там шикарный банкет со звездами местной эстрады.

Вообще для развлечения гостей здесь редко используют самодеятельность. Даже если среди сотрудников найдется человек с профессионально поставленным голосом, он вряд ли появится на сцене.

Корпоратив в семье

Преобладающее большинство жителей Италии предпочитают отмечать рождественские и новогодние праздники "с душой" и на полную катушку в кругу своей семьи, и уж точно не среди коллег по работе. Недаром, существует известная поговорка: "Рождество - со своими, а Пасха - с кем хочешь".

Видимо, под влиянием этого изречения и, конечно же, экономического кризиса, администрации итальянских государственных компаний, как правило, не балуют своих сотрудников совместными предпраздничными вечеринками. Чего не скажешь о более зажиточных частных структурах.

Конечно, размах праздника напрямую зависит от финансовых возможностей той или иной компании. Однако даже, если "работодатель" в состоянии закатить шикарный банкет в каком-нибудь изысканном ресторане где-нибудь на берегу живописного озера, некоторые офисные сотрудники в Италии, как ни странно, нередко находят благовидный предлог, чтобы избежать похода в свет с людьми, с которыми они проводят большую часть своего времени.

"В крупных корпорациях, как наша, лучше остерегаться подобных мероприятий. Ведь, тут все друг другу конкуренты. А во время вечеринки есть вероятность, что ты расслабишься под влиянием вина и ляпнешь что-то невзначай, что потом может быть использовано против тебя", - признался "РГ" сотрудник одной из итальянских компаний, пожелавший не афишировать свое имя.

Интересно, что даже те, кто все-таки "рискнули" посетить предрождественский ужин "в стане" коллег, не особо любят о нем распространяться постфактум. Таким образом, остается только догадываться, какой дух царит на этих празднествах. По этому поводу сайтом Eurooffice.it было проведено специальное исследование. На вопрос: как прошел вечер, 24 процента опрошенных отказываются отвечать напрочь, как будто речь идет о секрете фирмы. Еще 17 процентов таинственно говорят, что им "нечего заявить на сей счет". В то же самое время, 35 процентов респондентов, не вдаваясь в особые детали, признаются, что немного переборщили с алкоголем. Еще 24 процента утверждают, что "провели приятный вечер "без галстуков" в дружеской атмосфере".

Вообще, в Италии, вместо огромной корпоративной вечеринки, куда большей популярностью пользуется предрождественский аперитив в узком кругу коллег по офису. Это вовсе не обязаловка - его проведение или непроведение целиком и полностью зависит от "доброй воли" и щедрости руководителя того или иного департамента или структурного подразделения. Ведь именно босс по итогам этого сбора из собственного, а не из казенного кармана оплачивает счет за своих подчиненных.

Впрочем, как правило, подобные аперитивы проходят в баре, находящемся в шаговой доступности от компании или министерства. При этом даже подобный "корпоратив" обычно проходит без танцев до упаду и уж точно не длится до утра - от силы пару-тройку часов, после которых буквально всех "сдувает" домой к родным и близким, с которыми и начинается настоящий праздник.

Глупость украшает

Текст: Анна Розэ
Будь то школа, адвокатская контора или крупный концерн, собраться в кругу коллег перед Рождеством для немцев - святое дело.

Совмещать рождественские и новогодние праздники в Германии не принято, поэтому корпоративы проводятся до 24 декабря. После нового года обычно на предприятиях устраиваются торжественные приемы.

С рождественским корпоративом в Германии связана, однако, давняя святая традиция - напиться до упада в кругу коллег, не потеряв при этом лица. На своих производственных праздниках немцы навёрстывают то, что не успели или не сумели получить в рабочие будни: пристать к хорошенькой секретарше, нацепить глупый новогодний колпак с помпончиком или выпить на брудершафт с шефом (при встрече в офисе на следующей неделе такие эксцессы, естественно, стыдливо умалчиваются, а коллеги снова переходят на "Вы").

Места проведения и затраты на предрождественские корпоративы в Германии разнятся в зависимости от масштаба предприятия, его финансовых возможностей и направления деятельности. В крупных концернах мероприятия для "народа" и для "верхушки" проходят раздельно. Каждый отдел или цех проводят свои праздники в своем более или менее узком кругу. При этом традиционно снимается кафе или пивной ресторан, куда сотрудник может прийти со своей "второй половиной". Руководство, не желающее вместе с "народом" поглощать традиционного рождественского гуся, находит для себя более изысканные развлечения - например, в фешенебельном итальянском ресторане или элитарном бильярдном клубе.

Как правило, корпоративы оплачиваются из бюджета предприятий. Если расходы не превышают 110 евро на сотрудника со спутником, они не облагаются подоходным налогом. Поскольку начальству обычно не хочется дополнительных бюрократических процедур по расчету налогов, все стараются не выйти за рамки этой суммы. Так что стоимость блюд и напитков заранее обговаривается с рестораном.  

В то время как некоторые крупные предприятия не позволяют себе "опускаться" ниже пятизвёздочного отеля на лыжном курорте с торжественным вечером под шампанское и икру, тайским массажем, а также коллективным лыжным спуском, начальство небольших фирм может загнать своих сотрудников и в плохо отапливаемую пивную палатку. Совсем маленькие предприятия обычно скромны, но изобретательны в выборе места корпоратива: они могут провести вечер в боулинге, сходить совместно в театр-варьете, в сауну или устроить рождественскую стрельбу из арбалета под звон бокалов с шампанским.

Иногда корпоративы проводятся непосредственно в здании предприятия, с заказным гастрономическим обслуживанием и обязательной развлекательной программой. При этом, чем она глупее - тем лучше. В ход идут викторины с раздачей смешных подарков, самодеятельные номера и шуточные аукционы. Порой фирмы пользуются случаем, чтобы "сплавить" в гуманитарных целях ненужную и не сбытую продукцию и при этом заработать бесплатное рекламное фото на первой странице местной газеты: за пожертвование выигрыша от аукциона какому-нибудь благотворительному фонду.

Абсолютно не принято у немцев ангажировать для праздников знаменитостей. Предприятия обычно обращаются к услугам агентств увеселительных услуг, предоставляющих хотя и не именитых, но вполне профессиональных танцовщиков и певцов.  

В мире США А как у них? Новый год
Добавьте RG.RU 
в избранные источники