09.12.2013 11:42
    Поделиться

    В Екатеринбурге представили историю страны в картинах

    80-летие Свердловской области региональный краеведческий музей встречает выставкой "Шедевры российских музеев". Масштабный межрегиональный (совместный с Ямальским Союзом художников) выставочный проект состоялся, благодаря гранту из федерального бюджета.

    В музее представили 57 живописных и графических работ, большая часть - из собрания Государственного музея современной истории, который располагает самой внушительной коллекцией живописи из всех российских исторических музеев (более ста тысяч единиц хранения).

    В Екатеринбург привезли шедевры, никогда не покидавшие бывшее здание Английского клуба на Тверской: Бродского, Вильямса, Репина, Дейнеку, Петрова-Водкина и так далее. "От одних имен может закружиться голова", - призналась одна из посетительниц. Большинство работ практически не известны широкой публике, например, портрет Керенского кисти Ильи Репина, только в 93-ем извлеченный из спецхрана, или выполненный Исааком Бродским в иконописной традиции портрет Ленина.

    Но цель выставки не столько демонстрация художественного мастерства в сочетании с громкими именами, - через художественное наследие страны организаторы пытаются осмыслить историю от того, что было до 17-го года, до наших дней: от идиллического натюрморта "Гиацинты у елки" Михаила Шемякина - до парадного портрета Аллы Пугачевой.

    - Я глубоко убеждена, что изобразительное искусство - самый верный и четкий исторический документ, - считает Вера Панфилова, возглавляющая отдел ИЗО музея современной истории. - Художник передает свое ощущение времени в наиболее концентрированной форме.

    Действительно, страшное полотно Петра Вильямса "Баррикада" говорит о революционной борьбе больше, чем тома классиков марксизма. Надо заметить, что один из источников формирования фондов музея современной истории - подарки вождям. Один такой выставили в Екатеринбурге: полотно, которое Ладо Гудиашвили подарил на день рождения Леониду Брежневу, - свидетельство времени "застоя" не менее точное, чем образцы официоза.

    Экспозицию дополнили полотна из Нижнетагильского музея ИЗО - упомянутый Шемякин и известный "Портрет дочери Кати" Зинаиды Серебряковой - той самой Кати, которая сейчас живет на Монпарнасе в Париже и возглавляет Фонд Серебряковой. Этим летом ей исполнилось 100 лет. Парный портрет второй дочери художницы, Таты, сейчас находится в Минске.

    Поделиться