С такими предложениями к министру транспорта Максиму Соколову обратилась Ассоциация туроператоров России (АТОР) в специальном письме.
Эксперты ассоциации, в частности, заметили, что специальными условия, например, могут быть снижение или отмена налога на прибыль для авиакомпаний и аэропортов малой авиации в течение первого года работы.
Стоит задуматься, считает первый вице-президент АТОР Владимир Канторович, о возмещении 18 процентов НДС на внутреннюю перевозку хотя бы частично, например, в тех случаях, когда билет включен в туристический пакет. "Мы считаем, что необходим также аудит аэропортов с целью снижения аэропортовых сборов и стоимости наземного обслуживания", - подчеркивает он в качестве автора письма.
Есть проблема и с маршрутами. Ассоциация предлагает провести анализ существующей авиационной сетки маршрутов и увеличить их количество, в том числе на направлениях, в которых особенно остро стоит вопрос развития конкуренции и снижения стоимости авиаперевозки для потребителей.
Само снижение стоимости авиаперевозок внутри России, констатируют эксперты, невозможно без введения льготных тарифов для детей, пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями и наличия специальных программ, позволяющих приобрести авиабилеты за минимальную стоимость.
В то же время сегодня, с сожалением констатируют они, "искусственно создаются условия для вынужденного повышения стоимости билета и условия для ограничения конкуренции среди продавцов авиабилетов". Так, например, одно из последних новшеств авиакомпаний - отмена вознаграждения агентствам. Сейчас те, кто продает авиабилеты, вынуждены будут вводить наценку, чтобы сделать свою деятельность рентабельной. В результате стоимость билетов увеличится минимум на 500 - 1000 рублей на человека.
Есть и еще одна проблема, продолжают эксперты. С одной стороны говорится о специальных тарифах для студентов, пенсионеров, с другой - воспользоваться ими крайне сложно или вовсе невозможно.
"При бронировании сообщается, что мест нет, или данное спецпредложение не распространяется на этот рейс, или в итоге, после добавления ряда сборов, стоимость билета становится как минимум такой же, как по стандартному тарифу", - сообщается в письме АТОР министру транспорта, - "Финансовые послабления даются разве что младенцам, не занимающим отдельного места в самолете. В то время как мировая практика показывает, что именно пожилые люди и молодежь - наиболее мобильны и чаще путешествуют".
Помочь разрешению таких противоречий, считают в АТОР, может создание Межведомственной рабочей группы.
В то же время, поделился с "РГ" главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, сегодня снижать стоимость перевозок воздушным транспортом опасно и вредно.
"Темпы роста этого рынка достаточно высоки, опережают аналогичные в Европе и темп роста самой отечественной экономики в целом. В результате компании вынуждены в ускоренном режиме пополнять парк воздушных судов, что в принципе, не очень страшно. Но одновременно они вынуждены работать в условиях нехватки летных специалистов и дефицита пропускной способности аэропортов - что уже страшнее", - объяснил он.
При этом надо понимать, подчеркивает эксперт, что объективно подвижность населения зависит не только от цены на билет, но и от реально располагаемого уровня доходов. "Сегодня многим едва хватает на оплату еды, одежды и коммунальных услуг. С этой точки зрения практика последних лет показывает, что снижение цены на авиабилеты не сильно влияет на изменение подвижности населения. Если предпринять все меры с целью снижения стоимости билеты, существенного прироста мобильности населения мы не получим, будут летать больше тех, кто и так летает. Но приобретем много негативных вышеописанных моментов", - резюмировал эксперт.