Президент привел конкретные примеры: "Все мы помним, сколько жалоб и нареканий высказывал бизнес по поводу запутанных процедур и заоблачной стоимости подключения к энергосетям. И такая ситуация тянулась годами без особых изменений. Нельзя сказать, что и сейчас ситуация стала идеальной, но все-таки в результате согласованных действий и предпринимателей, и экспертов, и минэнерго удалось наконец "расшить" многие узкие места".
- Очень динамично и хорошо идет работа по реализации мероприятий дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования", считаю, что может быть успешно реализована карта "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По этим двум картам уже есть хорошие результаты, надеюсь, что с реализацией всех запланированных мероприятий по ним произойдет существенное облегчение процедур ведения бизнеса, - рассказал "РБГ" Николай Остарков, вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия". - Особенно нужно сказать о дорожной карте "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики". Эта карта стратегическая и долгосрочная, требует участия и работы практически всех ведомств. От команды и менеджмента, работающих по реализации этой карты, зависит очень многое.
Значительная работа проведена и по совершенствованию таможенного администрирования. В рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) введено предварительное информирование при прохождении таможенных процедур, а также электронные способы оплаты таможенных платежей. За счет широкого использования современных информационных технологий отменены лишние административные процедуры, удалось вдвое снизить сроки и стоимость предоставления госуслуг в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество.
По показателю "регистрация собственности" Россия уже вошла в двадцатку лучших стран мира. Тем не менее проблемы остаются. - Треть мероприятий по принятым дорожным картам, к сожалению, в срок не исполнена. Целый ряд предложений бизнеса застрял в межведомственных согласованиях. Порой ведомства предлагают ограничиться чисто косметическими мерами, - отметил президент.
Особенностью НПИ стал отказ от привычной бюрократической логики. Каждая дорожная карта, по сути, является отдельным проектом с целями и сроками их достижения. И эти цели измеряются в понятных показателях. При этом напротив каждого показателя в дорожных картах стоит конкретное ответственное за ее реализацию министерство или ведомство.
- Надо откровенно признать, что далеко не все государственные органы смогли выработать эффективный подход к совместной работе, грамотно и своевременно выполнить поставленные задачи, - сказал глава государства и напомнил, что все принятые дорожные карты должны быть реализованы в течение двух ближайших лет без отсрочек и переносов. Это вполне реально, считает Сергей Пятенко, глава Экономико-правовой школы ФБК. - В картах много обтекаемых формулировок вроде "улучшить", "усовершенствовать", "уменьшить" и т.п., и отнюдь не все выражено в критериях, по которым можно оценить проделанную работу. В первую очередь могут быть реализованы те карты, где лишь нужно поменять что-то на бумаге, потому как многое, например инвестиционный климат, зависит не только от бумаг, но и от состояния общества.
Там, где дело упирается только в бумагу, принять соответствующий документ, конечно, легче. Там, где бумага затрагивает множество интересов, принять ее тяжелее. Очень трудно объяснить что-то людям, если от "непонимания" зависит их благосостояние. Дорожные карты послужили своеобразным тестом на эффективность всех уровней власти, на их способность добиваться результата, не "закрывать поручения", а решать проблемы по существу, исходя из потребностей и интересов граждан, предпринимателей, заметил Владимир Путин.
Госорганы и местные власти не смогли своевременно выполнить поставленные задачи, потому что не хотели, убежден Владислав Корочкин, первый вице-президент "ОПОРЫ России": "Карты, равно как более ранние распоряжения правительства, выработанные в процессе работы правительственной комиссией по административной реформе, ломают систему извлечения статусной ренты, сформированную в процессе эволюции госорганов всех уровней. Объективные потребности этой системы, основной внутренний мотив которой - это увеличение возможностей для обложения всех процессов административной "данью", - постоянное усложнение и запутывание всех управленческих процедур. Увеличение "энтропии". Порядок здесь не нужен. Ситуацию может улучшить только политическая воля, выраженная в отказе от привычных спекуляций на темах национальной и всех иных типов "безопасностей", защиты идиотов-граждан, которые сами без чиновников просто не способны принимать разумных и осмысленных решений, и в безжалостной борьбе с коррупционерами, извлекающими "ненадлежащую" выгоду из административного ресурса.
- Госорганы и местные власти не смогли своевременно выполнить поставленные задачи, потому что общество в недостаточной степени требовало с них выполнения этих задач. То есть кроме бумаг, написанных президентом, нужно еще и сильнейшее давление со стороны общества в том же направлении. Прорыва после президентской выволочки не будет, разве что мелкое ускорение. Политическая воля нужна, но она должна быть подкреплена требованием общества. Нужно, чтобы общественность училась с госорганов требовать. Это принципиальная вещь, - полагает Сергей Пятенко.
- Хуже всего, если опять, как это было с административной реформой и реформой технического регулирования, ведомства решат, что раз планы реализованы, то "все закончилось", скептичен Владислав Корочкин. - Очевидно же, что, например, "совершенствование налогового администрирования" или "повышение качества регуляторной среды" - это вечные вопросы, которые должны ставиться и решаться постоянно, десятки лет. В первую очередь могут быть реализованы те карты, которые связаны с "регулированием и администрированием", причем завязаны только на федеральный уровень. Например, таможенное администрирование, развитие конкуренции и т.д. Здесь нужны только твердая политическая воля (а в верхнем эшелоне она есть) и постоянный контроль исполнения.
Сама технология разработки дорожных карт и оценки их результатов стала во многом новаторской, показала эффективность современных подходов к управлению и реализации проектов. Предприниматели самостоятельно определяли, какие конкретные шаги нужны, чтобы улучшить деловой климат, сократить число всевозможных процедур и разрешений, кратно снизить административные издержки для бизнеса. Более 14 тысяч человек из разных регионов страны представили около 10 тысяч предложений, и каждое было рассмотрено специальными рабочими группами из предпринимателей, экспертов, представителей министерств и ведомств. При этом сами предприниматели и созданный при их участии "Клуб лидеров" осуществляют контроль за реализацией дорожных карт, подчеркнул президент.
- Много реальных мероприятий запланировано на следующий год. После 2014 года будет очевидно, кто лучше, а кто хуже сработал и по какому направлению, - считает Николай Остарков. - Сегодня все ведомства отвечают за выполнение дорожных карт. Показатели продвижения, по которым идет оценка инвестиционного климата, - персонифицированы, поэтому существует личная заинтересованность чиновников в продвижении этих инициатив. И это оказывает нужное, положительное воздействие на общую эффективность работы. Президент еще раз напомнил, что работа по реализации дорожных карт - это не разовая кампания, а осознанно выбранное стратегическое решение - Национальная предпринимательская инициатива, в которой предприниматель является заказчиком, а ведомства выполняют задачу, выработанную в ходе совместной работы.