09.12.2013 23:40
    Поделиться

    Сайт налоговой службы станет еще удобнее для налогоплательщиков

    В 2014 году на всей территории России заработает сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". В ближайшее время изменится и сам сайт налоговой службы, который обещают сделать более удобным для налогоплательщиков. О перспективах развития информационных технологий и возможностях, которые получат компании благодаря переходу на электронное взаимодействие с ФНС, "РБГ" беседует с начальником управления информационных технологий ФНС Татьяной Матвеевой.

    - Сейчас в ФНС тестируется давно ожидаемый бизнесом "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Что это за сервис?

    - Он позволяет организациям получать открытую и общедоступную информацию о себе, содержащуюся в ЕГРЮЛ, ЕГРН, управлять состоянием расчетов с бюджетом, получая информацию о налоговых обязательствах, о состоянии расчетов с бюджетом, о невыясненных платежах в виде акта сверки расчетов с бюджетом, справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей, извещения о принятом решении об уточнении (об отказе в уточнении) платежа. Сервис также дает возможность бизнесу составлять и направлять в ФНС заявления для инициирования сверки расчетов с бюджетом и на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, а также получать уведомление налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе. Опытная эксплуатация сервиса началась в феврале 2013 года на базе отдельных инспекций. Сегодня к "Личному кабинету" могут подключиться все желающие уже в 23 регионах. Это Москва, Московская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Мурманская, Белгородская, Архангельская, Брянская, Костромская, Тверская, Томская, Тюменская, Новосибирская, Смоленская и Самарская области, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Пермский края, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа. Если работу сервиса признают успешной в первом квартале 2014 года, он будет введен на всей территории России.

    - Недавно появилась информация о том, что изменится и сам сайт ФНС. Так ли это?

    - Мы постоянно совершенствуем формы взаимодействия с налогоплательщиками. В этом году, изучив мнение различных категорий пользователей и ориентируясь на лучшие мировые практики, ФНС ведет работу по совершенствованию интернет-сайта. Главные цели - оптимизировать представление информации на сайте и изложить ее понятным пользователю языком. Будет представлено несколько вариантов поиска и изложения материалов через пользовательское и информационное меню. Пользовательское меню предназначено прежде всего для нашей основной целевой аудитории - рядовых налогоплательщиков (90% аудитории). Оно построено на основе кейсов, отражающих категории ситуаций, с которыми сталкиваются пользователи, например "получить налоговый вычет", "уплатить имущественный налог", "перейти на упрощенную систему налогообложения". Информационное меню включает в себя полный объем информации по налоговому администрированию и рассчитано в большей степени на профессионального пользователя. Также новая версия сайта адаптирована для мобильных устройств.

    - Почему ФНС уделяет пристальное внимание внедрению и использованию передовых информационных технологий?

    - Мы стремимся к минимизации личных контактов с налогоплательщиками, при этом сохраняя эффективное и удобное взаимодействие с ними. Чтобы понять масштаб взаимодействия ФНС и налогоплательщиков, приведу несколько цифр. Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, составляет около 140 млн человек, число офисов приема и обслуживания налогоплательщиков - более 2 тысяч, ежедневно к нам обращаются за услугами более 323 тыс. граждан. Их обслуживают более 11 тыс. сотрудников налоговых органов, а количество представленной отчетности (бухгалтерской и налоговой) за 9 месяцев 2013 года превысило 40 млн документов.

    Это колоссальная система, в рамках которой выдержать гарантированно высокое качество госуслуг в установленные законодательством сроки без применения информационных технологий крайне проблематично. Уход на электронное взаимодействие с гражданами - это не дань моде, а насущная потребность для обеспечения качественной работы. Только значимые и важные вопросы, требующие непосредственного участия инспектора, должны приводить налогоплательщика в инспекцию.

    - ФНС одной из первых среди органов власти начала электронное взаимодействие с налогоплательщиками: появилась возможность сдавать налоговую отчетность в электронной форме. Что изменилось за это время?

    - С 2002 года, как только был принят закон об электронной цифровой подписи, мы стали выстраивать с нуля и планомерно развивать электронный юридически значимый документооборот с налогоплательщиками. Процесс шел медленно, на начальном этапе граждане и организации были ни морально, ни технически не готовы к таким новшествам. И если 11 лет назад в электронном формате можно было отправить только одну декларацию, то сегодня это большой пакет, состоящий из более чем 40 документов (декларации, письма, счета-фактуры и т.д.), который можно направить и получить в электронном виде. Также налогоплательщики могут получать юридически значимые документы в электронном виде. По сути, сейчас налогоплательщики, перейдя на электронный документооборот, могут полностью отказаться от бумаги при взаимодействии с налоговыми органами. И если в начале проекта граждане и организации были не очень готовы перейти на электронное взаимодействие с ФНС, то сегодня ситуация поменялась. Современное общество лояльно настроено по отношению к электронным услугам. Около 80% юрлиц и ИП сдают налоговую отчетность в электронном виде. При этом, по результатам ежегодного соцопроса, более 80% налогоплательщиков высоко оценивают процедуры электронного взаимодействия с налоговыми органами.

    - Насколько востребованы интернет-сервисы ФНС?

    - Ежемесячно фиксируется до 8 млн обращений к сайту. 35 интерактивных сервисов сайта позволяют налогоплательщикам получать максимум информации и услуг дистанционно, создавая максимально комфортные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов. Развитие сервисов на сайте происходило эволюционно: от тривиальных и достаточно простых (доступ к базам данных) к сложным (личные кабинеты налогоплательщика). Сегодня обращения к сервисам исчисляются миллионами и неуклонно растут. А мы, в свою очередь, оценивая потребности граждан и бизнеса, работаем над совершенствованием существующих сервисов и созданием новых.

    Поделиться