Вновь созданный центр фактически является структурой инвестиционного фонда ВЭБа, его главная задача - сбор информации об инвестиционно привлекательных региональных проектах, которые могут быть проинвестированы либо при финансовой поддержке РФПИ, либо на средства одного из иностранных партнеров фонда.
На встрече присутствовали представители 53 регионов, в основном это руководители специально созданных инвестиционных агентств и корпораций развития. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев не стал обещать, что все предложенные регионами проекты будут обязательно профинансированы. "Если каждый из вас отправит нам по 40 проектов, мы попросту не осилим такой объем, - признался он. - Максимум сможем осилить по 4-5 проектов из каждого региона". Дело даже не в количестве, а в качестве материала. Как отметил Дмитриев, он не собирается "строить потемкинских деревень" и пускать пыль в глаза инвесторам. Поэтому, если из субъектов РФ придут 30 некачественных проектов, он не станет их даже показывать иностранным партнерам.
В РФПИ не скрывают, что их требования довольно высоки. По словам Кирилла Дмитриева, РФПИ никогда не возьмется за рискованные, венчурные проекты, так как основная цель фонда - обеспечение высокой доходности на вложенные средства. "Мы инвестируем бережно, консервативно, - подчеркнул глава РФПИ. На деньги фонда могут рассчитывать только проекты с гарантированной доходностью - прибыль должна быть не меньше 10-15% в рублевом исчислении. Причем интерес представляют как инфраструктура, так и торговые комплексы, платные дороги, объекты АПК. "Входной" билет для региона будет составлять порядка 5-10 млн долларов", - отметил Дмитриев. Причем, по его словам, для территорий этот порог значительно снижен. Как правило, для участия в сделках совместно с РФПИ активы, рыночная капитализация или оборот соинвестора за предыдущий финансовый год должны составлять как минимум 50-100 млн долларов. Услышав о высоких критериях к инвестиционным проектам, представители регионов слегка приуныли.
- Нам всегда хочется выглядеть лучше, чем есть на самом деле, - констатировал заместитель министра экономического развития Сергей Беляков.- На самом деле в регионах не так много инвестиционных проектов, кроме того, их не умеют правильно "упаковывать".
Тем не менее РФПИ рассчитывает на активное сотрудничество с региональными агентствами по привлечению инвестиций, с которыми, собственно, и будут заключаться инвестиционные соглашения.
Но далеко не в каждом регионе создано такое агентство, а если где-то оно и существует, то не всегда может похвастаться успешно работающей стратегией по привлечению инвестиций. Так, присутствующий на встрече представитель Дальневосточного региона сознался, что "до сих пор Камчатка остается загадочной территорией для инвестора". В ответ Сергей Беляков заметил, что сделать свой регион "открытым и понятным для инвестиций" могут только региональные власти. "Пока мы не начали инвестировать саммит АТЭС, деньги на Дальний Восток не шли, хотя соседи из Южной Кореи и КНР спят и видят, как войти в этот регион", - отметил замминистра.
Между тем, как считает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, после завершения "больших проектов" в ряде регионов наметился резкий спад. После саммита АТЭС в Приморском крае и Еврейской АО - более чем на 50%. Похожая ситуация в Вологодской области (на 67% за год) - следствие тяжелой ситуации в черной металлургии, отрицательную динамику имеют почти все металлургические регионы. По словам Натальи Зубаревич, в этом году резко снизились инвестиции в Чечню (на 56%), но при этом они все равно почти вдвое выше уровня докризисного 2008 года.
- Если сравнивать распределение инвестиций из федерального бюджета, то "цена" Олимпиады намного выше: Краснодарский край получил 23%, то есть почти каждый четвертый рубль федеральных инвестиций в первой половине 2013 г. Дальний Восток - только 9,5%, а Северо-Кавказский ФО - меньше 9%, хотя они объявлены приоритетными для развития, - отмечает эксперт.- Очень высока доля Московской области (6%), чего раньше никогда не было, скорее всего, это объясняется строительством федеральных автодорог.
Наиболее амбициозный подход к поиску инвесторов на встрече продемонстрировал руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Линар Якупов. Местные власти давно переориентировались на поиск партнеров за рубежом. "Сначала мы определили восемь основных направлений, по которым будем искать инвестиции, - рассказал он. - Среди них как традиционные для нас отрасли - химия, нефтехимия, сельское хозяйство, так и относительно новые - фармацевтика, сервисная индустрия".
Через канал CNBC республика заявила о себе на международном уровне, программа продвижения региона по аналогии с федеральной, презентованной ранее РФПИ, была названа Invest in Tatarstan. По признанию Линара Якупова, в первые месяцы активной кампании иностранные инвесторы искали Татарстан на карте, решив, что это суверенное государство. Тем не менее результат был впечатляющим. Если в начале прошлого года, когда проект только стартовал, узнаваемость республики оценивалась примерно в 10-15%, то в конце 2012 года выросла до 50%. В Казани отмечают, что и приток иностранных инвестиций вырос в шесть раз.
На продвижение своего бренда за рубежом республика потратила почти $1 млн.
Никто из присутствующих в зале не смог похвастаться ни такими же амбициями, как у Татарстана, ни наличием свободных ресурсов. РФПИ обещал помочь регионам и с консультированием, и, если повезет, свести с нужным инвестором.