Очень не хочется повторения 2008-2009 годов", - добавил президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. По его словам, перспектива - за "нишевыми" продуктами, которые могут предложить небольшие лизинговые компании за счет лучшего управления рисками. В качестве примера он привел мировой рынок авиации - основные работающие на нем лизинговые компании, отметил Царев, не принадлежат банковским группам. "Одна из них принадлежит производителю, другая - страховой компании. Это показывает, что лизинговый рынок может жить и развиваться самостоятельно. Новые ниши есть, и надо их искать", - убежден эксперт.
Именно авиационный сегмент в ближайшие годы станет основным драйвером рынка лизинга, считают его участники. В исследовании "Эксперт РА" отмечается, что растет рынок магистральных самолетов, также увеличивается спрос на региональные воздушные суда. Рынок региональной авиации получил новое развитие в этом году благодаря вступлению в силу постановления правительства N 1212 (от 30.12.2011). Авиакомпании получают субсидии на уплату лизинговых платежей в размере 30% от стоимости воздушного судна вместимостью 4-20 мест и 20% - от 21 до 50 мест. По мнению замгендиректора Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского, в ближайшие годы этот сегмент лизинга получит большое развитие, потому что в России один из самых старых парков воздушных судов не только в Европе, но и в мире. И авиакомпаниям хочешь не хочешь придется этот парк замещать. "В свое время ввели запрет по шумам, теперь в связи с трагедией в Татарстане речь идет о том, чтобы вообще запретить летать самолетам старше 15-20 лет, а парк таких судов огромен, их надо менять, вопрос в том, кто будет это делать", - сказал эксперт. По его мнению, это будут российские лизинговые компании, потому что западные компании не понимают, как изымать эти самолеты, что с ними делать и как работать с субсидиями.
Конкуренция с западными лизинговыми компаниями возникает в сегменте больших самолетов, стоимость которых составляет 50-60 млн долл. за судно. Однако и здесь, по мнению Добровольского, в 2014-2015 гг. российские компании будут играть все большую роль, т.к. они предлагают сегодня практически те же продукты, что и западные компании (в первую очередь речь идет об операционном лизинге). "Конкуренция идет по ставкам, и здесь мы можем быть конкурентоспособными. Финансирование по судам большой вместимости мы привлекаем из-за рубежа в долларах и евро, так же, как и западные компании. Весь вопрос в том, можем ли мы обеспечить достаточный уровень сервиса при обслуживании самолетов при оперативном лизинге. Но практика показывает, что российские компании с этим справляются", - отметил эксперт.
Оперативный лизинг, по данным "Эксперт РА", сегодня составляет всего 8% от совокупного объема рынка, хотя за год его доля увеличилась вдвое. Почти 90% сегмента приходится на сделки с железнодорожной и авиатехникой. Из-за стагнации экономики в 2014 году доля оперативного лизинга не превысит 10%, считают аналитики. Среди препятствий к его развитию они называют отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательную неопределенность, а также отсутствие налоговых преференций. Гендиректор LeasePlan Rus Сергей Дианин считает, что 8% оперативного лизинга - это "уже прилично". По его словам, российский рынок переживает естественное развитие - пионеры и те, кто предоставляет оперативный лизинг, и те, кто им пользуется. Эксперт также добавил, что финансовый лизинг не находится в ужасном состоянии ни в России, ни в мире - по-прежнему он занимает значительную долю. "Мы переживаем переход от простого рынка - только финансового лизинга, где решающее значение имеют деньги и ставки, к более сложной фазе, где идет поиск новых рынков, сегментов, клиентов. Требуются более развитые и сложные продукты", - сказал Дианов.
На конференции "Эксперт РА" "Лизинг в России -2013" участников попросили проголосовать, какие вызовы для рынка они считают основными в 2014 году. 41% респондентов назвали низкий уровень спроса. Замгендиректора "Сбербанк Лизинг" Сергей Клишо считает, что его коллеги слукавили, когда давали ответ на этот вопрос: "Меня удивляет, почему мы говорим о низком уровне спроса. У каждого огромное количество "ходоков" по проектам - компаний, которые готовы взять кредит либо лизинг на любых условиях, очень много. Нет предложения? Придите в любой банк с хорошим клиентом, и банки с удовольствием будут кредитовать". Проблема в другом, убежден эксперт: в качестве клиентов и тех проектов, с которыми они приходят. С ним согласился и замгендиректора "Газпромбанк лизинг" Максим Калинкин, по словам которого спрос присутствует в трех отраслях - авиация, ж/д транспорт и коммерческий легковой транспорт. "Существует много клиентов, кто готов и хочет взять любое оборудование и технику, другой вопрос - готовы ли мы это финансировать и как мы оцениваем эти риски", - сказал он. Один из аспектов, которые надо учитывать, это российский менталитет. По словам Калинкина, клиентам чаще больше нравится владеть собственностью - пусть в залоге банка, но в конце концов получить ее. В операционном же лизинге фактор аренды останавливает желание людей даже вникать в эту тему, отметил эксперт. Просто за эксплуатацию клиент не всегда готов платить.