Новости

10.12.2013 00:08
Рубрика: Культура

Кобра, скрипка и копыто

В выставочном центре "Рабочий и колхозница" проследили дизайн телефонов
Барышня, Солянка, 20-17! - Барышня втыкает штекер в семнадцатое гнездо второго ряда панели Солянки - и пошел разговор. Вызовов больше полутораста за сутки, стоила работа 30 рублей в месяц (рабочий получал 12), барышни были не старше 25, не выше 165 и не замужем. Но и такие выдерживали недолго: панель на фото выглядит бесконечной, гнезд - не сосчитать...

А вот с чего такие панели начинались: высокий металлический корпус, витая штанга трубки и стоит все на инкрустированном вставками деревянном коммутаторном ящике с восемью отверстиями для штекеров - аппарат Ericsson начала XX века, он стоял в конторах, номеров еще не было, соединяли по имени абонента. А рядом телефоны из дерева, стали, пластика, в бронированных корпусах, украшенные фигурным литьем и кнопками слоновой кости.

Музейно-выставочный комплекс "Манеж", задумывая в залах центра "Рабочий и колхозница" выставку "Алло, музей!", вовсе не думал проследить эволюцию телефонов от Александра Белла (хотя тут есть модель первого передающего голос на расстоянии устройства - конструкция, глядя на которую, задумываешься о мастерстве столяра, а не о электромагнитных колебаниях) до аппаратов конца прошлого века.

- В первую очередь хотелось показать красоту, эстетику, - говорит Виталий Езопов, руководитель телекоммуникационной компании, предоставившей Манежу коллекцию своего Музея истории телефонов. - Ведь едва телефон возник, конструкторы тут же задумались о том, как он выглядит, стали делать его удобным для человека.

Не знаю, как насчет удобства, но устройство Societe Industrielle des Telephones 1910 года неспроста звали "скрипкой": металлический рупор висит на стойке красного дерева, напоминающей скрипичную деку. А вот "эйфелева башня" - фирма Ericsson почти сто 120 лет назад поставила свое устройство, облаченное в расписанный цветами корпус на лапы, напоминающие стойки сооружения инженера Эйфеля, и эта изящнейшая конструкция просуществовала с незначительными изменениями десятки лет. Та же фирма в свое время поразила мир устройствами, которые он тут же обозвал эрикофонами: под колпаком на стенде трубка с широким наушником стоит на занимающем весь ее нижний торец наборном диске. Этот прообраз современных мобильников, похожий на поднявшуюся на хвосте кобру, в свое время пополнил коллекцию нью-йоркского музея современного искусства. Рядом с "коброй" - "копыто", австрийское устройство 1930 года: трубка лежит на корпусе, донельзя похожем на окончание конской ноги.

Самый современные аппараты на выставке - "вэфовские" телефоны 70-х годов. Мобильных трубок в зале нет совсем, пока они по сравнению с артефактами рубежа минувших веков одинаково безлики, ведь нынешний тренд - унификация и универсализация. Но зато на эти смартфоны можно закачать ПО, разработанное компанией Езопова: снимаешь QR-код экспоната музея (на выставке такие штрих-коды рядом с каждым артефактом), программа тут же дает "картинку" с описанием или запускает аудиорассказ на нужном языке. А в ближайшем настоящем коллекцию можно будет посмотреть в режиме "дополненной реальности" - повернешь голову, оснащенную компьютерными очками, в сторону телефона с броненосца "Потемкин" (может, и такой со временем появится в коллекции музея) - и из стены на тебя "выплывет" сам броненосец.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Столица ЦФО Москва РГ-Фото