Как Нобелевская премия повлияла на жизнь ее обладателей

10 декабря 1901 года в Стокгольме были вручены первые Нобелевские премии по физике, химии, медицине и литературе.

Данная премия появилась благодаря известному шведскому изобретателю, промышленному магнату, лингвисту и философу Альфреду Нобелю. Он вошел в историю как изобретатель динамита. В своем завещании Нобель поручил присуждать премию тем, кто принес своими открытиями огромную пользу людям.

А что принесла премия самим лауреатам, какой опыт они вынесли, получив эту высокую награду? Мы собрали пять последствий и Нобелевской премии для ее получателей.

"Нобелевская" неприкосновенность

Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) родом из Рязани стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1904 году "за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса".

В речи на церемонии вручения премии К.А. Г. Мернер из Каролинского института дал высокую оценку вкладу Павлова в исследование органов пищеварительной системы. "Благодаря работе Павлова мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы", - сказал Мернер.

Эксперименты Павлова, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию. После 1902 года физиолог сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности.

Положение величайшего русского ученого защищало его от политических коллизий, которыми были наполены революционные события в России начала века. После установления советской власти был издан специальный декрет за подписью Ленина о создании условий, обеспечивающих работу Павлова. Отметим, что большинство ученых находилось в то время под надзором государственных органов, которые нередко вмешивались в их научную работу.


Иван Павлов. Фото:РИА Новости www.ria.ru

 

Награда, опередившая старость

В 2000 году совместно с Хербертом Кроемером и Джеком Килби Нобелевскую премию по физике получил российский ученый родом из белорусского Витебска Жорес Алферов.

Открытие Алферовым новых физических явлений - суперинженекции - позволило создать новые приборы для применения в оптической и квантовой электронике. Работы ученого были оценены на международном уровне: в 1971 году Франклиновский институт (США) присудил ему медаль Баллантайна - "малую Нобелевскую премию". Также он был удостоен самой высокой наградой СССР - Ленинской премией.

Алферов в одном из своих интервью в 1984 году на вопрос "Не обидно ли, что вы не получили в этом году Нобелевскую премию?" отвечал: "Практика показывает - либо ее дают сразу после открытия, либо уже в глубокой старости. Так было с П.Л.Капицей. Значит, у меня еще все впереди". Но здесь Жорес Иванович не угадал: главная награда нашла своего героя до наступления глубокой старости - в 2000 году.

По свидетельству коллег и знакомых Алферова, его главной чертой является то, что он всегда остается самим собой - так было и до премии, и после ее получения. Также ученый всегда занят, его день расписан буквально по минутам: утро понедельника - Физтех (он его директор), потом - Санкт-Петербургский научный центр (председатель), вторник, среда, четверг - Москва (член Госдумы, вице-президент РАН), пятница - Физтех, затем - Научно-образовательный центр (директор). И это только основные его обязанности.


Жорес Алферов. Фото:Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС 

 

Антропологический опыт

Отличие Нобелевской премии от остальных наград заключается в том, что ее человечество дает самому себе. Такого мнения придерживается лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года Андрей Гейм - британский ученый российского происхождения. Он открыл графен - новую молекулярную форму углерода, обладающую уникальными свойствами.

"Получатели Нобелевской премии - это те счастливчики, вроде меня, которые оказались в правильный момент в правильном месте и немножко более старательно работали, и немножко больше знали, чем другие", - говорит физик в своем интервью РИА Новости.

На вопрос, как "нобелевка" изменила его жизнь, британский ученый ответил следующее:

"Я пытался сделать так, чтобы моя жизнь изменилась как можно меньше. Продолжаю работать, как работал, ни грантов, ни людей больше не стало. То есть в научном смысле изменилось немного. Но в социальном смысле Нобелевская премия - это действительно некий антропологический опыт, точнее она позволяет получить такой опыт: начинаешь встречать людей из различных слоев общества, от миллиардеров до премьер-министров, гораздо лучше представляешь, как наше общество устроено. Это, наверное, основное изменение в жизни: кроме физики приходится заниматься еще немного антропологией. Главный результат этих "антропологических исследований" сводится к тому, что Homo sapiens еще менее разумны, чем я раньше о них думал".


Андрей Гейм. Фото: University of Manchester/ AP Photo 

 

"Мое дело - литература"

Немецкая писательница с румынскими корнями Герта Мюллер в 2009 году стала 12-й женщиной, удостоенной Нобелевской премии по литературе, и 13-м нобелевским лауреатом, пишущим на немецком языке.

"Герта Мюллер относится к писательницам, для которых эта награда - более чем заслуженная", - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Глава правительства ФРГ видит заслугу немецкой писательницы в том, что она написала "прекрасные, основанные на своем жизненном опыте литературные произведения, в которых рассказывает о диктатуре, угнетении и страхе, но также и о беспрецедентном мужестве", цитирует слова Меркель ИТАР-ТАСС.

Сама 56-летняя Герта Мюллер была настолько потрясена наградой, что дала первую пресс-конференцию лишь восемь часов спустя после объявления решения Нобелевского комитета. "Я еще этого не осознала, - признавалась писательница. - Я даже не могу об этом говорить. Мне потребуется время, чтобы привести свои мысли в порядок".

Отвечая на вопрос о том, как Нобелевская премия изменила ее жизнь, она ответила: "Я остаюсь той же личностью, что и прежде. Я не стала ни лучше, ни хуже. Это здорово, но /Нобелевская премия/ во мне ничего не изменит. Мое дело - литература, и я буду писать".


Герта Мюллер. Фото:Michael Sohn/ AP Photo 

 

Психологическая экономика

В 2002 году Нобелевская премия была присуждена израильско-американскому психологу Даниэлю Канеману - "за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности" (совместно с В. Смитом), несмотря на то, что исследования он проводил как психолог, а не как экономист.

Именно Канеман создал дизайн социологических исследований, который использовался в гэллаповских и всемирных исследованиях качества жизни. Он является основателем гэллаповского барометра удовлетворенности жизнью.

Канеман открыл, что субъективные характеристики жизни - уровень счастья, личная оценка качества жизни - так же существенны, как и объективные показатели качества жизни. Для этого Канеман рассматривал счастье, исходя из его компонентов. Это было непросто, так как в различных странах счастье понимается по-разному.

В настоящее время Канема работает в Принстонском университете, а также в Еврейском университете, входит в редакционный совет журнала Economics and Philosophy. Одно из последних испытаний, которое проводилось по методике Канемана, выяснило, как религиозность делает людей счастливее. Оказалось, что позитивный для качества жизни результат дает только "глубокая вера". Те же, кто считает себя верующим не слишком глубоко или редко ходит в церковь, чувствуют себя хуже неверующих.


Даниэль Канеман. Фото: Fred Prouser/ Reuters