10.12.2013 15:04
    Поделиться

    В Калуге обсудили возможности развития внутреннего туризма

    О том, какую роль в развитии внутреннего туризма могут сыграть развивающиеся туркластеры и смогут ли они приносить доход экономике территории, шла речь на III Калужском туристском форуме.

    Индустрия впечатлений

    Чтобы поднять россиян с насиженных мест и убедить их отправиться в путешествие по родной стране, в каждом конкретном случае требуется найти логичный ответ на вопрос: "А зачем мне туда? И почему я должен тратить на это деньги?". Возможно, именно так и надо формулировать главную задачу, стоящую перед российскими деятелями турбизнеса, раз уж одним из приоритетных направлений развития экономики становится въездной и внутренний туризм.

    Впрочем, на III Калужском туристском форуме речь о въездном практически не шла - разобраться бы с внутренним. Судя по тому, что Россия занимает 63 место в мировом рейтинге привлекательности для туристов - проблем в этом секторе немало.

    Первое, на что обратил внимание начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Александр Сирченко, - это плохое обслуживание путешественников и очень слабая инфраструктура.

    - Если вам хоть раз нахамили в гостинице или кафе, вам уже не захочется сюда возвращаться. А ведь индустрия туризма - это индустрия впечатлений, настроения, - заключил чиновник.

    Что касается инфраструктуры, то ее решено развивать, вкладывая в конкретные проекты, обустроенные на компактных территориях, - в кластерах. Это должно помочь преобразить территорию региона, сделать ее привлекательной для въезда.

    - Мы финансируем строительство инфраструктуры не к какому-то конкретному гостиничному или видовому объекту, а к достаточно проработанному комплексу взаимоувязанных зданий и сооружений, которые в целом обеспечивают прием, питание, размещение, развлечения, - пояснил Александр Сирченко смысл стратегии, положенной в основу федеральной целевой программы развития въездного и внутреннего туризма до 2020 года.

    Наполнить смыслами

    В качестве примера был назван парк ландшафтных объектов "Никола-Ленивец" в Калужской области. Это пока единственный проект туристско-рекреационного кластера в регионе, вошедший в госпрограмму.

    Люди со средним достатком или даже ниже могли бы стать главными инвесторами отечественной туристической отрасли

    - За два года на развитие инфраструктуры парка мы получим 300 миллионов рублей, - поделился замминистра культуры и туризма области Павел Коновалов. - Решение об этом принято буквально на днях, - добавил он.

    Эти слова подтвердил и Александр Сирченко, отметивший, что до конца года на финансирование проекта выделят 17 миллионов рублей.

    - 240 миллионов рублей мы получаем из федерального бюджета, остальное - из областного, - уточнила замдиректора по развитию и взаимодействию с органами госвласти центра "АрхПолис", осуществляющего проект в "Никола-Ленивце", Катеван Хелая. - Кроме того, еще миллиард будет привлечен из внебюджетных источников.

    Сам парк уже практически не нуждается в продвижении. За десять с лишним лет существования он привлек к себе внимание как российских, так и зарубежных туристов.

    - Это москвичи, калужане, жители других регионов. А участниками фестивалей и других мероприятий становились даже зарубежные архитекторы, художники, дизайнеры. Здесь много проектов, в том числе международных, и они поддерживаются не только деньгами, но и ресурсами, прежде всего творческими, - отмечает руководитель проекта Олег Гончаров.

    Деньги, полученные по целевой программе, потратят на инженерную инфраструктуру. Пока есть проблемы и с подъездными путями. Так, нужно отремонтировать 30-километровый участок дороги, ведущий непосредственно к парку - и это будет сделано в рамках областной программы развития дорожной сети. Сейчас здесь строят гостиницы, устраивают точки питания, в дальнейшем будут развивать систему арт-резиденций для художников, чтобы они могли здесь работать, проводить семинары, мастер-классы, готовиться к фестивалям.

    Проект включает в себя не только уже ставший знаменитым фестиваль "Архстояние", учрежденный десять лет назад художником Николаем Полисским, но и множество других мероприятий. Они должны проходить круглый год - чтобы гости в любой день нашли, чем заняться и что посмотреть. Авторы проекта продолжили развивать идею включения в деятельность комплекса местных жителей из деревни Звизжи. В планах - создание образовательного пространства для обучения, например, ландшафтному дизайну. Будет здесь и новая школа.

    - Мы собираемся наполнить жизнь в Звизжах новыми смыслами, сделать ее интересной для всех, - делится планами Олег Гончаров.

    Речь идет о возрождении сельского хозяйства, укреплении фермерства. Да и само производство тоже становится творческим актом, благодаря внедрению оригинальных агротехнологий. До 2018 года в парке собираются довести количество посетителей с 30 тысяч, как было в 2012-м, до четырехсот.

    Но у калужских властей есть и свои планы. Здесь подумывают о том, чтобы расширить границы кластера, включив в него еще один развивающийся неподалеку - примерно в пятидесяти километрах от парка - усадебный комплекс. Это Полотняный Завод, усадьба промышленников Гончаровых - место, связанное с великим Пушкиным. Комплекс вскоре должен превратиться в заповедник. Уже заключены инвестиционные соглашения, в том числе и по строительству гостиницы, обустройству музея бумаги с реальным производством по старым технологиям.

    Вагонные споры

    Сколько нужно привлечь туристов в область для того, чтобы туризм стал действительно экономически выгодным, сказать пока никто не решается. В 2013 году регион посетили 1,2 миллиона человек. Это - по сравнению с 300 тысячами, о которых говорили два года назад на первом форуме. Еще через два года этот показатель собираются довести до 2,5 миллиона туристов. Но и это не предел, считает Павел Коновалов.

    И все-таки любым планам могут помешать проблемы, которые простым вложением средств не решишь. Так, председатель регионального отделения Российского Союза туриндустрии Ольга Санаева уверена в том, что надо решать вопросы стоимости поездок в самые развитые и привлекательные туристические центры. Например, программа развития детского туризма "Моя Россия", пилотный проект которой уже был реализован в 2013 году, вполне может застопориться, если в стране перестанут производить плацкартные вагоны.

    - Детей вообще нельзя перевозить в купе. Останутся только автобусы и самолеты. Но авиаперевозки дороги, и вряд ли они по карману большинству.

    К слову, Ольга Санаева поблагодарила калужские власти за то, как они организовали поездки детей в рамках проекта "Моя Россия - град Петров":

    - Они даже поезда организовали детские, обошлись без автобусов, причем родители платили только за проезд детей. И ребята провели в Петербурге пять незабываемых дней.

    - Действительно, мы организовали две группы, - пояснила сотрудник областного минкульттуризма Елена Киселева. - Заключили договор с турфирмой, которая сформировала нам два детских поезда по 12 вагонов. Обошлось это недорого - 2180 рублей туда и обратно с человека. Экскурсии, проживание и питание были за счет бюджета.

    Такие демократичные путешествия, говорит Ольга Санаева, вскоре могут уйти в прошлое. Хотя внутренний туризм, считает она, рассчитан в первую очередь на людей со средним достатком или даже ниже. Эта категория могла бы стать главным инвестором отечественной туристической отрасли. Но дорог переезд, да и размещение - проблема.

    Правда, как утверждает Александр Сирченко, в последнее время гостиничный бизнес стал больше обращать внимание на дешевые места размещения - хостелы. Но это - только начало пути.

    Поделиться