Быстрая торговля
Заместитель генерального директора компании Greenway Александр Герасев пояснил, что категорию лоукост от других видов бизнеса отличает ряд параметров. Например, в ритейле - это магазины с узким ассортиментом каждого конкретного продукта, так как при широком выборе продавать дешево невозможно. Сосредоточившись на чем-то одном, даже дорогом и качественном, можно добиться снижения цены за счет сокращения ассортимента, к тому же сужается круг поставщиков, и при общении с ними выше шансы получить лучшие условия поставки.
- У нас в стране почему-то все, что дешево и сердито, считается лоукостом, - пояснил эксперт. - Однако еще одним признаком компаний-дискаунтеров является их инновационное лидерство в любой сфере своей деятельности. Например, авиалоукостеры в свое время первыми стали продавать билеты через Интернет, а теперь это норма. Ну и еще один пункт: надо учитывать, что ради удешевления часть своей работы дискаунтер перекладывает на плечи потребителей, делает ее их руками - это самостоятельная упаковка в магазинах, саморегистрация при перелете и так далее.
Чтобы работать в сфере лоукоста, бизнесменам приходится учитывать буквально каждую мелочь. Сдача в таких магазинах, по крайней мере в известных европейских дискаунтерах, дается сразу. Здесь не ждут, пока покупатель найдет в кошельке монетки для ровного счета, время на обслуживание одного человека заранее высчитано. Эксперты назвали единственным "классическим" по всем параметрам лоукостом в торговой сфере петербургский магазин "Народный".
Доктор экономических наук Александр Ходачек рассказал, что крупные торговые сети первоначально могли бы считаться лоукостерами, ведь на момент, когда они пришли на наш рынок, торговая наценка у них составляла девять процентов против 25, а то и 50-100 процентов в обычных магазинах. Это дало им прекрасный шанс закрепиться на рынке и теперь уже играть по своим правилам.
Глава Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что реализовать такой формат бизнеса в России в целом и в Петербурге в частности невозможно в принципе.
- Эта экономическая модель предполагает наличие четкого бизнес-плана, который можно реализовать, опираясь на стабильное законодательство, - пояснил Третьяков, - при этом важно наличие реальной конкуренции, в том числе недопущение неконкурентных форм борьбы, злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В Петербурге, самом "сетевом" городе России, это невозможно. А в целом по стране все обозначенные условия мешает создать высокий уровень коррупции. Как бы ни рассчитывали бизнес-модель, как бы ни снижали налоги для бизнеса, прибыль достанется коррупционерам и администраторам.
Производство для своих
Глава Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Николай Ковалев рассказал, что для компаний-лоукостеров важны такие же дешевые производства, и большая часть сферы B2B, то есть "бизнес для бизнеса", держится именно на таких предприятиях. Это, как правило, заводы с минимальными затратами и максимальными объемами поставок, которые создаются за счет оптимизации производства и логистической схемы. Больше всего таких в Китае. Все крупные мировые бренды одежды, электроники, техники уже давно отказались от собственного производства и работают по системе вынесенных производств, которые постоянно меняют свои локации в разных странах.
- Здесь жесткие договоренности об объемах, сроках, заработок производителя обычно составляет два-три процента, - рассказал Ковалев. - Предпринимались попытки базировать такие производства и в России, но многие заводы известных брендов, например Nokia, закрылись у нас из-за совершенно неприемлемой для них ситуации с логистикой, ввозом компонентов, трудовыми ресурсами и стоимостью электроэнергии.
Лететь налегке
Что касается сферы авиаперевозок, то в петербургском Пулково сейчас работают шесть лоукостеров, но все они осуществляют зарубежные перевозки, а на внутренних направлениях нет ни одного.
- Быть авиалоукостером очень проблематично и, как ни странно, дорого, - пояснил Ходачек, - у такой компании не может быть мало самолетов, необходимо обязательно иметь резервные. Зарабатывают они только за счет отсутствия затрат на питание на борту, на билетные кассы и на перевозку багажа. Классические европейские лоукостеры работают только с небольшими аэропортами, находящимися на расстоянии нескольких часов езды от основного пункта назначения, и зарабатывают еще и за счет дополнительных услуг на месте: трансферов, гостиниц, стыковочных рейсов.
Кроме того, говорит эксперт, авиационный лоукост для снижения цены будет использовать все с минимальной стоимостью, вплоть до ложки и салфетки на борту, соответственно, нужно работать с поставщиками, предлагающими все необходимое по самым низким ценам.
По словам Ходачека, развитию лоукост-авиаперевозок в России мешает мощный сдерживающий фактор в лице МИДа и Росавиации. Они должны давать разрешения на такие перевозки, а потом компания должна еще отдельно договариваться с аэропортами базирования, и часто оплата стоянки там им просто не по карману. Тут кстати было бы вспомнить про малую авиацию, которая, к сожалению, сейчас не развивается никак. А ведь под Петербургом всегда активно работали аэродромы в Пушкине, Ржевке, Левашово, откуда всегда можно было улететь в любой райцентр Ленобласти. Они вполне могли бы в рамках местных авиалиний базировать лоукостеров. Возродить систему аэродромов вполне можно было бы, например, на условиях ГЧП, считает эксперт.
Технологии снижают цену
А вот таможенная сфера отличается от торговой розницы и авиаперевозок именно тем, что применимо к России реализовать лоукост-проекты здесь возможно. Как считает глава компании по таможенному оформлению ("Панимпорт") Сергей Кудреватых, предпосылок для этого множество.
Вся цепочка создания услуги находится внутри компании-поставщика, здесь нет длинной цепи из производителя, посредника, продавца, покупателя. А значит, услуга подконтрольна одной компании и не зависит от госорганов, которые, кстати, создали достаточные условия для оптимизации таможенной отрасли, усовершенствовав процесс декларирования, подачи документов и так далее.
- Поставщиками и импортерами являются крупные компании с хорошо налаженной IT-инфраструктурой и повторяющимся ассортиментом, - пояснил он, - поэтому есть возможность интеграции и снижения за счет этого издержек, в том числе и на обработку грузов. Также это, как и наличие собственной IT-инфраструктуры (IBroker), поможет оптимизировать бизнес-процессы в целом.
Александр Ольховский, член экспертного совета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:
- Не стоит путать лоукостинг и торговлю со скидкой. Снижение себестоимости за счет новых технологий и материалов тоже, по сути, не является дискаунтом. Ведь если, к примеру, вся авиация переходит на композитные материалы, то рано или поздно их будут использовать все перевозчики. То есть лоукост - это прежде всего бизнес-политика, организация. Это позволяет привлечь на рынок слой людей, которые не могли пользоваться комплексными услугами из-за своих ограниченных доходов, за счет того, что комплексная услуга разбивается на более простые и часть из них отсекается (питание на борту, прием багажа и так далее). Как раз потому, что страна сейчас переживает сложные времена, этот формат и может прижиться, но его могут "извратить". У нас высока монополизация рынка крупными технологическими организациями, которым вовсе не нужно, чтобы с ними еще кто-то дополнительно конкурировал. Часто можно видеть, как создают лоукостеров "при себе", например крупные авиакомпании, под другим брендом. Это "лжелоукост", замаскированный, там ничего не экономят и не используют новых технологий, а просто сбрасывают цены, чтобы занять нишу на рынке и не конкурировать с настоящими лоукостерами. Необходимо не только внести изменения в постановления правительства о правилах торговли, но и закрепить в законодательстве правовое положение лоукостеров. Если экономика и дальше будет диктовать снижение издержек населения, бизнесу придется подстраиваться, и это приведет к соответствующей законодательной поддержке лоукост-компаний.