Николай Николаевич, нынешней осенью исполнилось три года с момента вашей инаугурации. Это уже повод для подведения определенных итогов. Что вы считаете своим главным достижением за этот период?
Николай Цуканов: Главный критерий оценки работы региональной власти - уровень жизни людей. Можно сколько угодно приводить цифры "экономического подъема" и "укрепления социальной сферы", но, если людям при этом приходится жить на копейки, цифры и графики ничего не стоят.
Одно из безусловных достижений - снижение безработицы. За последние три года число стоящих на бирже уменьшилось более чем вдвое, а коэффициент напряженности на рынке труда - в пять раз. Сейчас на одного зарегистрированного безработного приходится две вакансии, и это очень хороший показатель. Задолженность по зарплате снизилась с 2010 года более чем в 20 раз. Минимальная зарплата в регионе превышает федеральный уровень.
Уже за первую половину 2013 года в полтора раза выросла зар-плата социальных работников, преподавателей и мастеров производственного обучения, педагогов в учреждениях для детей-сирот. Более чем наполовину увеличились зарплаты среднего и младшего медперсонала.
Конечно, было бы неправильно говорить только о достижениях. Есть и недоработки, которых можно было бы избежать.
Вы говорите о затягивании сроков строительства некоторых объектов федеральной целевой программы развития Калининградской области?
Николай Цуканов: Да, это связано с тем, что, к сожалению, не во всех муниципалитетах есть грамотные специалисты, способные вовремя подготовить проект и смету. И все же многие важные объекты коммунального хозяйства строятся даже с опережением графиков. Например, канализационный коллектор, проложенный по дну Преголи. Он обеспечит развитие юго-востока Калининграда с учетом перспективной застройки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Хорошими темпами идет строительство очистных сооружений в Советске мощностью 25 тысяч кубов в сутки.
Подобные вложения в инфраструктуру - это один из основных заделов для жилищного строительства. По количеству введенных квадратных метров сегодня мы в тройке лидеров по Северо-Западу. Причем жилье строится не только на продажу. В этом году в Калининграде сданы четыре дома для военнослужащих, уволенных в запас, на очереди еще три многоэтажки. Построен дом, в котором квартиры получили дети-сироты, врачи, преподаватели вузов. Для них на подходе еще два 88-квартирных дома. Здесь же будет арендное жилье для областных "бюджетников" - медработников, учителей, работников культуры и спорта.
Событием года можно считать принятие государственной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной правительством РФ в марте. Что она даст региону в ближайшей перспективе?
Николай Цуканов: Действительно, значение этой программы для нас трудно переоценить. Самый западный регион стал единственным в России, для которого была принята такая "персональная" госпрограмма с объемом федеральных бюджетных ассигнований более 446 миллиардов рублей. Подчеркну, что она была разработана и принята в короткие сроки, так как в ее основу легла утвержденная региональным правительством Стратегия развития региона.
Мероприятия госпрограммы по развитию инфраструктуры и повышению качества жизни жителей охватят практически все муниципалитеты. В городах и поселках появятся современные очистные сооружения, новые водоводы и теплотрассы, школы, детские сады. Продолжатся масштабные работы по ремонту и строительству дорог, газификации области и обеспечению энергобезопасности.
Что касается финансирования госпрограммы, то основной его механизм - это новая редакция Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Калининградской области до 2020 года. Сейчас минрегионразвития РФ разрабатывает ее совместно с правительством области.
Важно, что в условиях сокращения бюджетных расходов правительству Калининградской области удалось сохранить лимиты ассигнований ФЦП до 2015 года на достаточно высоком уровне. Причем они ежегодно возрастают. Если в 2008-2009 годах на ФЦП предусматривалось 2,5 миллиарда и 2,8 миллиарда рублей из федерального бюджета, то в 2010 году - уже 4,2 миллиарда, в 2011-м - 6 миллиардов, чуть меньше - 4,2 миллиарда - в 2012-м, но уже 6,3 миллиарда - в 2013 году. Показатели будущего года - 12,6 миллиарда, а 2015-го - 11,5 миллиарда рублей.
Вы заявляли, что все проекты госпрограммы направлены на то, чтобы помочь региону пережить пресловутую проблему-2016, каким образом?
Николай Цуканов: Напомню вкратце, чем 2016 год грозит региону. Создание Таможенного союза и вступление России в ВТО фактически отменяют в 2016 году режим особой экономической зоны для ее резидентов в части таможенных льгот. А ведь у тех предприятий, кто ввозит иностранное сырье для его последующей переработки в области и сбыта в России, доля такой продукции составляет до 80 процентов.
То есть экономика области оказывается под угрозой. Риск ее прямых потерь, по предварительной оценке, составит до девяти процентов ВРП (34 миллиарда рублей) и более 40 тысяч рабочих мест, а вместе с потерями в смежных секторах - до 16 процентов ВРП. А собственная база для смены типа экономики невелика: доля добавленной стоимости в производстве - от 5 до 15 процентов, учтите еще транспортные, пограничные и другие ограничения.
Эти риски развития российского эксклава видят не только региональные власти, но и федеральный центр. Потому и появилась госпрограмма, ядро которой - развитие как традиционных, так и новых секторов экономики. А государственные инвестиции предполагают возвратность в виде роста налоговых поступлений. Ведь мы не говорим: "Дайте нам денег". Мы говорим: "Помогите нам перешагнуть через риски 2016 года за счет инвестиций в инфраструктуру и благоприятный инвестиционный климат, а мы создадим рабочие места, и эти деньги вернутся сторицей".
Много рабочих мест образуют отраслевые кластеры, как продвигается их создание?
Николай Цуканов: Строительство автомобильного кластера - самого масштабного и инвестиционно емкого - уже началось. В октябре состоялась торжественная церемония выемки "первого ковша" на стройплощадке, где уже через три года заработают первые 10 из 21 завода по производству компонентов для автомобилестроения. Под Калининградом также появится жилой микрорайон для 50 тысяч человек. Общая стоимость проекта - 120 миллиардов рублей. Именно на этом объекте впервые в области будет использован инструмент финансирования инвестпроекта за счет роста налоговых доходов. TIF (tax increment financing) предполагает, что дополнительные доходы, возникающие в результате развития проекта, деловой активности, жилищного строительства, используются для погашения первоначальных инвестиций.
А как вы оцениваете прогресс в формировании янтарного кластера?
Николай Цуканов: В этой сфере происходят весомые изменения, принято несколько без преувеличения судьбоносных решений. Заработали поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за незаконную добычу янтаря. В этом году девять территорий с месторождениями солнечного камня получили статус особо охраняемых природных зон. По нашим оценкам, в течение года незаконная добыча янтаря в области снизилась на 30 процентов.
В конце июля в регионе стартовал беспрецедентный эксперимент по упрощенному таможенному оформлению янтаря. Сейчас совместно с депутатами Госдумы от Калининградской области мы продвигаем закон, который утвердит этот порядок.
Серьезные перемены произошли на янтарном комбинате: предприятие перешло в госкорпорацию "Ростех" и с новым руководством конструктивно решаются вопросы обеспечения сырьем калининградских переработчиков. Наконец, мы объявили о проведении в следующем году большой международной выставки янтаря. Рассчитываем, что все это позволит нам довести уровень переработки янтаря внутри региона до 90 процентов, и в перспективе Калининградская область вернет себе бренд Янтарного края.
И еще один кластер - ИТ, новая для местной экономики отрасль высоких технологий. Каковы здесь перспективы?
Николай Цуканов: Эта отрасль быстро развивается, в регионе работают уже более 300 ИТ-компаний. Проект калининградского ИТ-парка предусматривает строительство к 2020 году современного комплекса, в который войдут ИТ-центр, ИТ-дом, бизнес-инкубатор для ИТ-стартапов, образовательный центр, центр обработки данных, объекты инфраструктуры. Общий бюджет - 4,5 миллиарда рублей. Мы рассчитываем увеличить в нем долю инвестиций: на каждый государственный рубль - три-четыре частных.
Это самый амбициозный, но не единственный из проектов промышленных парков?
Николай Цуканов: Да, кроме него, в госпрограмме зафиксирована задача по созданию в регионе к 2020 году индустриальных парков "Храброво", "Советск", "Константиновка", "Черняховск" и промышленной зоны "Правдинская". Создавая инженерную инфраструктуру, предоставляя готовые участки инвесторам, мы компенсируем бизнесу выпадающую рентабельность, которую он теряет после ликвидации таможенных льгот ОЭЗ в 2016 году.
В число 26 компаний - потенциальных резидентов этих парков - вошли так называемые "якорные" инвесторы индустриального парка "Храброво" - производители автокомпонентов и два дочерних предприятия ОАО "РОСНАНО". Рассматривает участие в парке в Черняховске компания "Глайхен". Компания "Поликомплекс", инвестирующая 1,2 миллиарда рублей в строительство комплекса по выпуску безопасных антигололедных реагентов и биокомпозитов, выбрала промзону "Правдинская". Есть площадки, которые уже получили инвесторов. По мере подведения коммуникаций, сетей, дорог они готовы одновременно начать строительство производств.
Вы очень много ездите по области и общаетесь с населением. Почему считаете это важным?
Николай Цуканов: Не только потому, что это возможность помочь людям решить проблемы. Для меня как губернатора такие поездки порой даже важнее официальных отчетов с тщательно проверенными цифрами. Как правило, в общении с людьми вырисовывается не только проблема, но и самое правильное и эффективное ее решение.
Поэтому я всегда настойчиво рекомендую главам муниципалитетов общаться с жителями, взвешивать каждое значимое для людей решение на весах общественного мнения. Такую гражданскую экспертизу проходят проекты нашей фирменной, калининградской программы конкретных дел. Люди сами решают, что необходимо благоустроить в первую очередь. Муниципальная администрация оформляет документы, а правительство области выделяет на эти цели деньги. В результате жители понимают, что они могут сделать жизнь своего города или поселка лучше.
Ну и напоследок о личном. Как власть меняет человека? Заметили ли это за три года ваши близкие? Будучи губернатором, вы стали отцом второй раз, хватает ли времени на воспитание младшего сына?
Николай Цуканов: Меняет ли власть человека? Мне кажется, что взрослой, состоявшейся личности совсем непросто измениться: поменять жизненные ценности, моральные, нравственные принципы. Ведь это закладывается с детства и определяет наши поступки, делает нас теми, кем мы становимся в обыденной жизни, профессии или общественной деятельности. Поэтому в принципиальных вопросах: защитить слабого, добиться справедливости, достичь поставленной цели, полагаю, я остался прежним. А вот внешние условия моей жизни изменились кардинально, и главное из них - рост уровня ответственности за принимаемые решения. Теперь они касаются судьбы целого региона.
Со всем этим тяжело справиться без профессиональной команды единомышленников и без надежного тыла - семьи, которая мужественно переносит издержки моего рабочего графика и нехватку времени. Старший сын не просто вырос на моих глазах - я воспитал его сам, практически с первых лет жизни он жил только со мной. Он мой настоящий товарищ. А младшему пока приходится довольствоваться редкими часами нашего совместного времяпрепровождения. Стараюсь использовать любую возможность, чтобы побыть с ними. Вместе с супругой Светланой и сынишкой Колей ходим смотреть футбол, участвуем в общегородских праздниках. Общение с людьми, искренние эмоции всем нам доставляют большую радость.