"В настоящий момент не очень понятно, с чем мы боремся, потому что в российском праве нет ясности в этом вопросе даже с точки зрения терминологии. С позиций международного права офшор может толковаться совершенно по-разному. Есть концепция, где речь идет о классическом офшоре, что предполагает исключение налогообложения и отказ от выдачи информации. Есть концепция, согласно которой офшорной компанией может называться любая компания, созданная исключительно для целей оптимизации налогообложения, которая не ведет деятельности. Какой из концепций придерживается сейчас Россия, неясно. Понятие офшорной организации в настоящий момент в российском праве отсутствует за исключением "черного списка" минфина", - рассказала замглавы департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф" Наталья Кордюкова.
Единственный документ, который удалось найти по этому поводу, это законопроект N 295667-6, внесенный в Госдуму 13 июня 2013 года. Согласно ему, офшорная организация - это юридическое лицо, которое включено в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.
В этом законопроекте есть еще одно понятие - это компания с офшорной подконтрольностью, более 10% акций которой находятся в собственности офшорных компаний или иных хозяйственных обществ, более 30% уставного капитала которых находятся в собственности офшорных компаний.
"Как мы видим, это объяснение использует понятие "черный список" офшоров. Этот список принят подзаконным актом минфина. Под офшорами сейчас понимают абсолютное большинство классических офшорных юрисдикций: Ангилья, Багамы, Белиз, Британские Виргинские острова, Маршалловы острова, Республика Панама, Сейшельские острова. А также ряд особых территорий и стран с налоговыми льготами. Например, КНР (Гонконг, Макао), Лихтенштейн, Мальта, Соединенное королевство (Мэн, Гернси, Джерси). С 2013 года Кипр исключен из этого списка. Включение некоторых иностранных юрисдикций, например, Лихтенштейна, в этот "черный список" вызывает серьезные сомнения", - сообщила Наталья Кордюкова.
Есть отдельный особый институт, который в настоящее время игнорируется российским правом, - это кондуитная компания. Кондуитная компания - это компания, используемая для "передачи и трансформации дохода для целей уменьшения налоговых обязательств при операциях в сфере международных экономических отношений". Такое определение содержится в судебной практике (определением ФАС г. Москвы от 05.08.2011 N А40-1164/11-99-7). То есть компания, созданная не для экономической деятельности, а для уменьшения налогового бремени. Это распространенный институт в российской практике.
По словам Натальи Кордюковой, следует отличать кондуитную компанию от компании, созданной для организации бизнеса. В отличие от кондуитной компании такая фирма ведет реальную экономическую деятельность. Общемировая тенденция - бороться с этими компаниями в тех случаях, когда они используются для ухода от налогов.
Какие небанковские меры по деофшоризации уже приняты государством? Первая и основная мера - это трансфертное ценообразование. В настоящее время это самый эффективный инструмент, который позволяет России бороться с выводом капитала. Вторая - контролируемые сделки. Это разновидность института трансфертного ценообразования. И инструмент этот сегодня направлен именно на иностранные компании. ФНС этого не скрывает. "Сделки с офшорными территориями будут объектом отдельного пристального внимания. Мы посмотрим статистику, объем этих сделок, разобьем ее на категории товаров, работ, услуг по видам этих сделок (импорт, экспорт), по налогоплательщикам - российским организациям, по их контрагентам, по территориям. Следующим этапом будет анализ цен с учетом предмета сделки и принятие обоснованных решений о необходимости проведения контрольных мероприятий", - заявлял глава управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС Дмитрий Вольвач.
Третье направление - ужесточение требований к льготам по соглашениям об избежании двойного налогообложения, а также ограничение гражданско-правового статуса офшорных компаний в судебной практике. Также вводятся дополнительные ограничения при ввозе товаров. И наконец, есть тенденция по общему ужесточению налогового администрирования.
Среди наиболее важных разъяснений, которые выпустил минфин по вопросам трансфертного ценообразования, это письмо от 09.04.2013 N 03-01-18/11726 по дивидендам. Минфин разъяснил, что при получении доходов от долевого участия о них необходимо сообщить, но проверить цену невозможно. Еще два письма, которые будут интересны налогоплательщикам, касаются внутрихолдингового финансирования. Письмо минфина от 14.03.2012 N 03-01-18/2-29 о займах и кредитах разъясняет, что для целей контроля учитываются только проценты, но не само "тело" займа.
Второе письмо от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97 касается беспроцентных займов. В нем указано, что доходы заимодавца (ценовой критерий) определяются как сумма, которая могла бы быть получена в случае предоставления процентного займа независимому лицу. Важно, что это не применяется к займам, кредиту, банковской гарантии, если их условия согласованы до 1 января 2012 года.