Новости

11.12.2013 00:53
Рубрика: Власть

Чиновников поймают в сети

Сергей Степашин представил свою монографию
Может ли общество контролировать расходы бюрократии? Этот вопрос выбран в качестве подзаголовка к новой книге, которую написал экс-глава Счетной палаты, сопредседатель Ассоциации юристов России, доктор юридических наук Сергей Степашин.

Сам автор на этот вопрос сходу отвечает положительно. Вчера, представляя монографию "Общественный аудит", Сергей Степашин объяснил не только зачем, но и как можно поставить под контроль расходы муниципальной, региональной и федеральной власти.

Ведь хотя, казалось бы, "шерстить" бюрократов и строго бдить, как тратятся госденьги, должны - и делают это - специальные контролирующие органы. Которых к тому же не так уж мало. Но очень важно, чтобы и сами граждане хорошо понимали, как расходуются бюджетные средства, какова логика принятия финансовых и экономических решений. Потому что отсутствие такого понимания ведет к социальной напряженности. А отсутствие механизмов общественного контроля приводит к возникновению множества конфликтных зон. Например, на стыке интересов сельских жителей и покушающихся на их территории застройщиков, нередко действующих при попустительстве либо поддержке властей, или местных жителей и операторов крупных госпроектов, привел примеры Степашин. Да и недавняя встреча президента страны с Общероссийским народным фронтом показала, что больше всего вопросов у людей накопилось именно к действиям местных властей, напомнил он.

Национальные сети общественного аудита есть в странах G8 и в Индии

Общественный аудит, считает Степашин, может стать той силой, которая "сдерживает рентные рефлексы бюрократии и одновременно позволяет определить цену любых государственных стратегий, проектов, программ". За рубежом - например, в странах G8, в Индии - созданы национальные сети общественного аудита. Этот опыт может быть полезен и нам, считает Степашин. На такой институт может опираться в своей работе и государственный аудит, полагает он. И тут же дал конкретный совет: взять на себя заботу о создании органа общественного аудита в России, а также при поддержке Счетной палаты поддержать его методически могла бы Общественная палата. А председатель Российского союза налогоплательщиков Сергей Шахрай продолжил тему и предложил: необходимо подготовить проект закона об общественно-государственном контроле в сфере ЖКХ. Это, так сказать, для начала. А для того, чтобы общественность могла как следует контролировать бюджетные расходы, надо прописать критерии эффективности госпрограмм. По ним, как известно, в большей степени уже расписан бюджет следующего года. И дальше по госпрограммам будет раскладываться все большая доля бюджета.

Когда-то доходная часть российского бюджета составляла всего 1,2 триллиона рублей, сейчас - более13 триллионов рублей, но все равно она не покрывает расходов, привел свои аргументы председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.