О профессионализме в законотворчестве и о многом другом накануне 20-летия Российской Конституции председатель Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Бекетов рассказал на встрече с журналистами Краснодарского филиала "РГ".
Владимир Андреевич, вы возглавляете кубанский парламент 18 лет. Многие перемены в стране и крае происходили на ваших глазах и с вашим участием. Давайте вспомним 12 декабря 1993 года. Где вы тогда работали? Как восприняли принятие Основного Закона страны?
Владимир Бекетов: В то время я работал главой сельского района. Обстановка у нас была спокойная. Сельские регионы всегда отличались законопослушностью. Бунтари в основном в крупных городах появляются: в 1917 году - в Питере, в 1991-м - в Москве. От принятия Конституции люди ждали прежде всего стабильности. И эти ожидания оправдались.
У Кубани, как и у других субъектов Федерации, есть региональный Основной закон - Устав Краснодарского края. Его принятие проходило непросто. Вы считаете действующую модель организации власти на Кубани эффективной?
Владимир Бекетов: Она полностью соответствует Конституции РФ. На мой взгляд, местное самоуправление на Кубани состоялось.
В 1996 году местное самоуправление в крае было на уровне районов. Некоторые субъекты Федерации создали его на уровне сельских поселений. Мы же пошли по более тернистому пути: дали главам районов возможность избраться, почувствовать себя управленцами. Это облегчило работу по реализации принятого позже закона о местном самоуправлении. Мы уже знали, какие проблемы поджидают нас на этом пути.
Чтобы избежать их, в преддверии выборов по 131-му закону организовали учебу кандидатов в главы местного самоуправления. Затем курсы стали постоянно действующими. Кстати, сейчас проходят обучение судьи районных казачьих обществ. Они тоже изучают местное самоуправление.
Являясь председателем Законодательного собрания края, вы были и членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Нынче порядок формирования российского сената иной. Какой, на ваш взгляд, лучше?
Владимир Бекетов: Тот состав Совета Федерации, который формировался из глав исполнительной и законодательной власти регионов, был самый сильный. Достаточно сказать, что, если возникал какой-либо вопрос к правительству и председатель правительства находился в Москве, через два часа он был в верхней палате парламента. Не было случая, чтобы заместитель премьера или кто-то из министров не откликнулся на приглашение и не явился на заседание. На мой взгляд, это было на пользу делу.
Но у этой модели есть и вторая сторона. Регионы, придя к единому мнению, начинали диктовать волю центру. Порой стали проявляться и сепаратистские тенденции. Если бы так продолжалось и дальше, это могло бы привести к развалу государства. А потому я голосовал за новый порядок формирования сената, который способствовал укреплению центра, скреплению субъектов Федерации.
С точки зрения руководителя законодательной власти одного из регионов, нужны ли какие-то изменения в Конституции страны?
Владимир Бекетов: Конституция - это Основной Закон. А основы лучше лишний раз не затрагивать. Тем не менее, на мой взгляд, какие-то изменения возможны.
В нынешней Конституции признается многообразие идеологий. В ней говорится, что в стране не может быть одной идеологии на государственном уровне. Но у нас единое государство. Идеология - это, как правило, стержень общества, а много стержней не должно быть. Считаю, стране необходима единая идеология на государственном уровне. Ее составными частями я вижу патриотизм, защиту Отечества, заботу об экономическом процветании страны.
Второе положение касается труда. Статья Конституции говорит о том, что принудительного труда в России нет. К сожалению, многие понимают ее так: хочу - работаю, не хочу - не работаю. Однако при этом все имеют право получать социальную поддержку. На мой взгляд, это не очень верно.
Есть категория людей, которые не работают, опускаются на дно общества, забывая даже о собственных детях. И тогда заботу о них берет на себя государство. Но в Конституции записано, что родители обязаны заботиться о своих детях. В свою очередь, совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях. На деле же нередко доходит до того, что в сельской местности за счет местной власти огороды старикам копаем.
Общество стало бы здоровее, если бы в его Основном Законе была записана обязанность трудиться. Кстати, если в Конституции такая норма появится, это прибавит головной боли власти. Она будет отвечать за то, чтобы росло количество рабочих мест.
Насколько эффективно взаимодействие местной власти с обеими палатами Федерального Собрания РФ?
Владимир Бекетов: Хотелось бы, чтобы оно было более эффективным. У нас есть Совет законодателей РФ под руководством председателей Совета Федерации Валентины Матвиенко и Госдумы Сергея Нарышкина. Мы достаточно регулярно собираемся. Итогом этой работы должно быть принятие законов по инициативе субъектов Федерации. Инициативы есть, а законов принимается мало. На мой взгляд, это связано с тем, что Россия очень большая страна. Регионы у нас достаточно разные, находятся на разном уровне развития.
Приведу такой пример. Был принят федеральный закон о едином сельскохозяйственном налоге. Он приносил в краевой бюджет миллиард рублей ежегодно. Хорошо было и то, что он "перекрывал" десять других налогов, в том числе 50 процентов уплаты в Пенсионный фонд. Но такой налог не понравился одному из регионов, который поставил вопрос о его отмене. И налог отменили.
Похожая история и с единым налогом на вмененный доход. Его применение делало гостиничный бизнес прозрачным. Это для Краснодарского края, с его курортами, морским побережьем, актуально. Однако предложенный нами порядок поломали, и теперь хозяин мини-гостиницы платит налог не с количества коек, а по количеству проживавших у него в течение сезона. Количество указывает он сам. Как правило, данные существенно отличаются от реальных. Плохо и то, что нынешний порядок подталкивает владельцев гостиниц к нарушениям в оформлении проживания. А это на руку криминальным и террористическим элементам.
В подобных условиях следовало бы давать больше полномочий регионам под их ответственность. При этом должны быть политические индикаторы эффективности власти. Прежде всего это экономические показатели и межнациональное согласие.
Но в соответствии с Конституцией наша страна - единое правовое пространство.
Владимир Бекетов: 72-я статья Конституции говорит о предметах совместного ведения федерального центра и регионов. Центр имеет право и возможность передавать какие-либо из полномочий на региональный уровень. В их числе могли бы быть и некоторые вопросы налогообложения.
Депутаты ЗСК часто встречаются с избирателями. А вот депутатов Госдумы от нашего региона кубанцы зачастую видят только на телеэкране или слышат о них лишь в связи с какими-то скандалми.
Владимир Бекетов: В Законодательном собрании 100 депутатов, при этом половина из них избрана не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Их избирало население, и перед этим населением они должны отчитываться о своей работе. А у депутатов, избранных по партийным спискам, есть еще и ответственность перед партией, получившей доверие населения. Его надо оправдывать.
С рядом депутатов Госдумы мы взаимодействуем очень тесно. Активно отстаивает интересы кубанцев депутат Иван Демченко. Мы совместно продвигаем наши инициативы об организации диспетчерской службы такси, еще раньше - об ограничениях в продаже энергетических напитков. Первый из названных законопроектов, который представлял депутат Госдумы, наш земляк Александр Ремезков, был отклонен, но вызвал бурную дискуссию. Ее итогом стало решение разработать закон о такси в нижней палате, включив в него и наши предложения, либо передать эти вопросы в ведение субъектов Федерации. Нас такой результат устраивает.
Что делают депутаты ЗСК для осуществления главного конституционного принципа - народовластия? Какие формы работы наиболее эффективны?
Владимир Бекетов: Очень важно, чтобы люди знали законы, по которым живет страна, край, их родное село. А депутаты должны знать, что волнует, заботит избирателей. Идеи многих наших законопроектов родились во время встреч с населением. На них люди нередко поднимают вопросы, которые необходимо отрегулировать законодательно.
Второй, не менее важный момент, это привлечение как можно большего количества людей к непосредственному решению актуальных вопросов, имеющих отношение к их жизни. Практически все жители Кубани имеют, например, возможность участвовать в подготовке закона о краевом бюджете и высказать свое мнение о его исполнении на выездных парламентских слушаниях в муниципальных образованиях.
Большую работу проводят ТОСы, квартальные комитеты. Этому способствует краевой конкурс, проводимый по инициативе Законодательного собрания края. Победа в нем дает не только моральное удовлетворение. Призовые деньги победители направляют на благоустройство своих территорий, возведение спортивных и детских площадок.