Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей:
- Сегодня нужно параллельно решить две задачи: легализовать тех мигрантов, что уже находятся в России, и создать условия, когда компаниям будет легче оформлять своих иностранных работников легально.
Очевидно, что проблема нелегальной миграции стала одной из центральных тем, которые волнуют общество. Нужно принимать меры. Мы исходим из того, что все сложности проистекают не из факта трудовой миграции, а из нелегального статуса мигрантов. Он, в свою очередь, возник из-за сложной забюрократизированной системы получения разрешений на работу для иностранцев.
Разрабатывая миграционную амнистию, мы опирались на опыт стран, которые уже принимали такие решения, - Великобритании, Греции, Италии, США. По нашему проекту иностранцы смогут получить легальный статус при соблюдении ряда условий - наличия трудового договора, постановки на учет в налоговой службе с присвоением ИНН и выплаты работодателем страховки, которая будет покрывать миграционные риски, в том числе риск противоправного поведения иностранных работников.
Мы занялись этим вопросом, потому что в мои функции входит не только защита прав предпринимателей, но и разработка предложений по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата. Нехватка рабочей силы, коррупционное давление на компании, использующие иностранную рабочую силу, - вопросы, которые напрямую меня касаются.
Сейчас оформление иностранного работника очень сложная и долгая процедура со множеством ограничений. Зачем, например, сезонному рабочему знать русский язык? Что касается системы квот, она просто не стыкуется с реальностью. Как может предприниматель за полтора года предсказать, сколько и откуда ему потребуется трудовых мигрантов? Последнее требование - квоты по странам, когда потребность в трудовом мигранте оценивается... по национальному признаку - просто иррациональны. Одно дело: "нам нужны 100 плотников из-за рубежа". Другое: "дайте нам 70 китайцев и 30 узбеков".
Нужно сделать процесс получения разрешения на работу для иностранцев простым и удобным, что исключит из этого процесса посредников, снизит коррупцию и введет мигрантов в легальное поле. Считаю, что система лимитов на отрасли, которую ФМС сейчас предлагает ввести вместо квот, существенный шаг в этом направлении. Правда, ФМС предлагает ввести норму, по которой право нанять иностранца появится у работодателя после справки из центра занятости, что на эту вакансию нет заявок от россиян. Здесь, как нам кажется, присутствует элемент избыточного регулирования, который создает риск возникновения коррупции уже вокруг выдачи этих справок.
Помимо легализации рынка иностранной рабочей силы нужно проработать пакет мер по повышению внутренней трудовой мобильности россиян.
Владимир Шапошников, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
Я считаю, что всеобщая амнистия мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России, не даст эффекта, на который рассчитывают ее инициаторы и сторонники.
Если теоретически вообще допустить возможность амнистии, то это может быть только разовая и исключительная мера. При этом нужно хорошо продумать механизм, по которому она будет осуществляться, определить категории иностранцев, для которых она возможна, взвесить ее обоснования и все вероятные последствия. Например, ничего страшного не случится, если амнистировать иностранцев, у которых есть серьезная мотивация для продолжения трудовой деятельности в России, но уже на законных основаниях, например, наличие большой семьи и детей. Для них это может стать возможностью оформить должным образом документы и легализоваться. О разовой амнистии как о возможном компромиссном варианте недавно говорил и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. И здесь я близок к позиции ФМС: вероятность, что амнистия принесет впечатляющие результаты, очень мала.
Сейчас нужно регулировать вопросы трудовой миграции на законодательном уровне: реформировать систему квотирования и вводить эффективные системы регулирования миграционных потоков. Бороться с причинами нелегальной миграции: коррупцией, низким уровнем социальной ответственности работодателей, правовой безграмотностью самих мигрантов.
Наивно считать, что все прощенные мигранты после амнистии станут строго соблюдать законы. Через три-четыре месяца они, скорее всего, снова перейдут в разряд нелегалов. Тем более что механизмы привлечения иностранцев к незаконному труду в результате амнистии никуда не исчезнут. Это по сути будет представлять собой амнистию и тех, кто организует нелегальную миграцию, извлекает незаконные доходы, годами закрывает глаза на нарушителей. Речь и о работодателях, и о сотрудниках правоохранительных органов, и об организаторах незаконной миграции. Если сами мигранты, живущие порой в нечеловеческих условиях и вкалывающие от зари и до зари, чтобы прокормить семью, теоретически могут заслуживать амнистии, то те, кто наживается на их страданиях, такого права не имеют.
С начала года в России работает механизм противодействия нелегальной миграции. Иностранцу, превысившему срок пребывания в России, на три года закрывается въезд. Более 400 тысяч нелегалов уже не смогут вернуться для продолжения незаконной трудовой деятельности.