Максим Степаненко предложил именовать их словом на вторую букву алфавита, а также всех женщин, живущих в гражданском браке.
Священник пояснил, что употребляет это слово не в полноте его современного значения, а пытаясь вернуть этому "замечательному слову" все нагрузки, которое оно имело в старорусском языке, где оно не было "нецензурным, мерзким и неприемлемым словом", и даже было "введено нашими предками в Священное Писание на церковнославянском языке и активно использовалось в богословской полемике как синоним ереси и религиозной лжи".
После того, как информация об инициативе Степаненко появилась в новостях СМИ, злополучную запись убрали с сайта "К истине", оставив только статистические данные о матерях-одиночках. Между тем, пост миссионера сохранился в аккаунте "Живого Журнала" христианского проекта. "Почему столько молодых людей и их родителей считают, что можно построить счастье на грехе и беззаконии? Потому что они - ...", - полагает представитель РПЦ.
Также Степаненко считает, что мальчики, воспитанные матерями-одиночками, вырастают гомосексуалистами. "Мужчины, воспитанные женщиной в разводе, мужчины воспитанные без влияния дедов, на худой конец дядей или чужих авторитетных мужчин (священника, тренеров спортивной команды, командиров в армии) - это уже априори психический и духовный урод, калека. Сыновья матерей-одиночек чаще, чем юноши из полноценных семей впадают в блуд и/или гомосексуализм", - поделился теорией миссионер.
- Как человек, который последние годы своей профессиональной жизни посвятил работе внутри церковной администрации, я лично очень расстроена этой сегодняшней новостью, - сказала "РГ" советник главы Синодального информационного отдела Русской православной церкви Елена Жосул, - тем, что один из моих "коллег" в регионе, в Томской епархии позволяет себе такие неосторожные, опрометчивые и необдуманные заявления в отношении женщин, которые по разным жизненным обстоятельствам и причинам оказались в столь непростой для них жизненной ситуации. Такое заявление, на мой сугубый взгляд, не допустимо. И это довольно безжалостное обобщение, с которым я лично, конечно, согласиться никак не могу.
На мой взгляд все сотрудники церковных организаций, тем более те, чья работа связана с публичностью должны обязательно задумываться о последствиях своих собственных слов, и о том, какой эффект они вызовут. Ведь речь тут не только об их собственной репутации и отношении к ним, но и о репутации Церкви в целом.
В данном же случае совершенно очевидно, что такого рода заявления с использованием подобных слов в отношении к тем или иным категориям наших сограждан, наносят только вред. Никакие оправдания, что это слово когда-то было распространено на Руси, считалось обиходным и не носило нецензурного характера, сегодня никем не будут услышаны и приняты. И бранное слово будет восприниматься так, как оно воспринимается сейчас - негативно и оскорбительно. Поэтому ни в коем случае не нужно считать, что точку зрения этого человека разделяет православная община и православное сообщество как таковое. Это его очень частная позиция, за которую он сам несет ответственность перед Богом, перед своей совестью и перед духовником. Позиция очень специфическая, согласиться с ней никак не могу. Как и с тем, что такого рода заявления возможны в Церкви.
Кстати
Максим Степаненко уже не первый раз становится участником религиозного скандала. В 2009 году он выступил против кришнаитов, которые, по его словам, занимались незаконной стройкой, а затем активно поддержал попытку надзорных органов через суд признать "Бхагавад-Гиту" экстремистской литературой. В Томской епархии от неугомонного блогера поспешили откреститься. "Это его личное мнение. Церковь никакой ответственности за это не несет… Это не официальная позиция епархии", - заявил в интервью СМИ заведующий канцелярией Томской епархии священник Дионисий.
Томская епархия выражает категорическое несогласие с публикацией руководителя Миссионерского отдела Максима Валерьевича Степаненко, появившейся 10 декабря 2013 года на его личной странице "На злобу дня".
К сожалению, внебрачное сожительство, о котором упоминает Степаненко, то есть сожительство не только вне церковного брака, но и вне брака, зарегистрированного перед законом, действительно все более распространяется в современном мире, что является нарушением воли Божией о человеке, противоречит нормам цивилизованного общества и становится большой бедой для всего народа. Вместе с тем, вызывает поддержку и уважение стремление женщины сохранить жизнь зачатому ребенку, воспитать его, тем более в условиях, когда отец ребенка отказывается брать на себя ответственность отцовства.
Хотя при написании своей публикации Степаненко, видимо, исходил из побуждений привлечь внимание общественности к проблеме неполных семей, однако ее тон и большая часть содержания неприемлемы. Для христианина недопустимо оскорбление людей, тем более матерей, какие бы ошибки или проступки они не совершали.
К сожалению, несмотря на многократные предупреждения и увещевания со стороны епархии, в последнее время Степаненко позволял себе высказывания, стиль и дух которых не соответствуют задачам евангельской миссии и образу любви Христовой. Вопрос о служебном соответствии Степаненко занимаемой должности руководителя Миссионерского отдела Томской епархии будет рассмотрен в ближайшее время.