Свердловчане начали экономить на продуктах

Руководители уральских торговых сетей обеспокоены возможным кризисным падением спроса на продукты питания и ищут способы поддержать покупательскую активность, чтобы не потерять прибыль. Их опасения небезосновательны: как утверждают социологи, потребители уже начали понемногу затягивать пояса, чувствуя ухудшение экономической ситуации.

- Мы провели опрос в третьем квартале 2013 года, чтобы выяснить, что и почему люди покупают. Как оказалось, более половины респондентов уже ощутили наступление кризиса, поэтому начали экономить. В первую очередь семьи стали сокращать траты на дорогостоящие продукты, - рассказала эксперт международной компании по изучению потребительского поведения, специализирующейся на рынке УрФО, Дарья Кондратьева.

По ее словам, покупательский пессимизм уже сказывается на уральском ритейле: в целом по округу продажи продовольственных товаров упали примерно на шесть процентов. Хотя, например, в Екатеринбурге снижение спроса на одну торговую точку составило около двух процентов. Однако продуктовые магазины пока далеки от разорения. Они, напротив, даже увеличивают прибыль на 3-4 процента ежемесячно. Но это происходит не за счет продаж, а из-за высокой инфляции, которая находится на уровне шести процентов. При этом, как отмечают эксперты, рост выручки от месяца к месяцу замедляется.

- Промышленность готовится к кризису, поэтому очевидно, что у населения будет уменьшаться заработок, могут появиться безработные. Торговле надо начинать готовиться к снижению покупательской способности: расширять ассортимент, в том числе за счет местных производителей, и оптимизировать ценовые предложения, - предупреждает и министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов.

Впрочем, директор по работе с розничными сетями в России и Северо-Восточной Европе международной компании по изучению потребительского поведения Илона Лепп считает, что даже если бы покупатели оставались платежеспособными, то продуктовая торговля все равно была бы не в состоянии приумножать доходы, как прежде. Спрос, который в последние годы показывал положительную динамику, постепенно стабилизируется.

- По многим направлениям рынок уже достиг пика, например, по продажам майонеза, чая, шоколада. Однако есть новые категории продуктов, которые еще "не приелись": сухие завтраки, детское питание, корма для животных. По ним, напротив, пока идет рост, - показывает перспективные ниши эксперт.

При этом Илона Лепп отмечает, что вряд ли торговым сетям удастся удержать спрос за счет акций и скидок. Согласно опросам, в Екатеринбурге только каждый десятый посетитель готов уйти из магазина, если в нем нет продуктов по сниженным ценам.

- Куда важнее для потребителей ассортимент, отвечающий их вкусам и потребностям. Поэтому нужно знать, чего хочет клиент, - говорит эксперт.

А вот с этим-то как раз и проблема. Президент российского исследовательского холдинга Андрей Милехин уверен: поведение покупателей вообще непредсказуемо.

- Например, во время предыдущего кризиса бедные слои населения стали скупать дешевые макароны и стиральные порошки, - рассказывает эксперт, - средний класс отказался от дорогих продуктов и начал покупать меньше, но более выборочно. Зато богатые, напротив, неожиданно начали закупать еще больше продуктов. Возможно, потому что отказались от частых походов в дорогие рестораны и стали компенсировать это ужинами дома. Интересно, что самое большое падение спроса произошло на йогурты и минеральную воду. Видимо, потому что без этих продуктов вполне можно прожить. Зато в полтора раза возросли продажи киндер-сюрпризов. Скорее всего, потому что в России принято считать, что на детях не экономят.

Чиновники намекают ритейлерам: объем продаж можно было бы увеличить за счет экспансии сетевых магазинов на отдаленные территории, где торговых точек пока недостаточно.

- В Свердловской области торговля сконцентрирована преимущественно в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском. Но не надо забывать, что в регионе есть другие города и около полутора тысяч сельских поселений, в которых живут и работают люди. В 10 муниципалитетах не достигнут даже нормативный минимум торговых площадей. А ведь в каждом населенном пункте должны быть в наличии 24 наименования социально значимых товаров, - заявляет заместитель министра АПК и продовольствия Свердловской области Татьяна Попова. - И главная задача власти - подготовить законодательную базу, чтобы торговля развивалась в отдаленных районах.

Свердловский облпотребсоюз, который завозит продукты в поселки и малые города, констатирует: пока в глубинке процветает нелегальная торговля. "Черные продавцы", пользуясь отсутствием стационарных магазинов, с колес вовсю сбывают фальсификат, просроченные продукты и нелицензированный казахский алкоголь.

Михаил Копытов добавляет: сегодня жителям Серова приходится приезжать за три сотни километров в Екатеринбург, чтобы купить базовые вещи. Надо создать в отдаленных городах крупные торговые комплексы, логистические центры - хотя бы по одному на каждый округ, предлагает чиновник.

Однако, по словам экспертов, в первую очередь местные власти должны быть заинтересованы в том, чтобы привлечь предпринимателей в глубинку. Для этого необходимо разрабатывать планы развития территорий с учетом интересов и застройщиков, и ритейлеров. Чтобы бизнес видел на схеме свободные точки, где можно разместить магазин.

- Действительно, для развития торговли в отдаленных районах нужен диалог власти и бизнеса, государственно-частное партнерство. Например, муниципальная власть могла бы помогать бизнесу с землей или инженерными коммуникациями, - соглашается министр.

Но предприниматели признаются: они пока всерьез не рассматривают отдаленные рынки. С одной стороны, этому мешают объективные проблемы: отсутствие подходящих качественных торговых площадей, малонаселенность территорий и низкая платежеспособность их жителей. С другой стороны, ритейлеры считают, что лимит таких развитых центров, как Екатеринбург, пока не исчерпан.

Впрочем, находятся и энтузиасты, готовые "осваивать целину". Как рассказал "РГ" руководитель крупной федеральной продуктовой сети Владимир Русанов, компания намерена активно развиваться не только в крупных городах, но и в населенных пунктах с численностью 10-15 тысяч человек. А также предложить местному малому и среднему бизнесу программу обратного франчайзинга: продажу франшизы с передачей технологии ведения розничного бизнеса и предоставлением услуг по обеспечению эффективного функционирования торгового объекта в составе розничной сети магазинов. Однако, опять же, это предложение распространяется только на торговые точки, которые находятся в радиусе 100-200 километров от распределительных центров компании.