Просто еще в детстве, когда увидел этот шедевр В. Серова сначала в Третьяковке, а потом и в Русском музее, я никак не мог понять, как это можно похитить целый континент и утащить его куда-то за три моря. И почему эта прекрасная дева, сидящая на спине у быка, называется Европой. Не скрою, только в отрочестве я узнал, что красавица Европа - это одна из двух дочерей сидонского царя Агенора, которой увлекся великий Зевс и увез ее из Малой Азии на остров Крит, где она родила ему трех знаменитых сыновей, а потом вышла замуж за бездетного критского царя Астериона, сохранив его имя в вечности.
Сегодня, когда само слово "Европа" используют размашисто нигилистически, а фарсово-бытовое словосочетание "евроремонт" пополняется гротесково-воинствующими "евробандитами" и "еврохулиганами", мысль о новом похищении Европы, ее ценностей, фундаментально важных не только по обе стороны Атлантики, но и на берегах Черного моря и Тихого океана, не оставляет меня. Какие бы политические цели ни преследовали Евросоюз и США на Украине, как бы ни было важно для России сохранение исторических, глубинных (а не только экономических или политических) связей с украинским народом, сама коллизия эта, сколь драматичной она бы ни была, не должна разрушить ту фундаментальную европейскую традицию, которая во многом сформировалась под влиянием христианских ценностей и высокой гуманистической идеологии. Ту традицию, от жизнеспособности которой во многом зависит мировая симфония, как сказали бы греки.
У России и у Евросоюза есть свои, часто несхожие прагматические интересы, которые могут приводить к различного рода политическим конфликтам и кризисам. Но это вовсе не означает отторжения России от европейской цивилизации, России от Европы. В записях лекций по всеобщей истории В. О. Ключевский, один из самых глубоких русских мыслителей, размышляя о судьбах Европы, ее взаимоотношениях с Россией, довольно часто в скобках конкретизировал - (Западная) Европа. Он представлял Россию как Восточную Европу со всеми ее цивилизационными особенностями. Но прилагательные географического свойства не отменяли общего существительного. Даже Н. Я. Данилевский, разработавший методологию культурно-исторических типов, особых систем, выполняющих собственную миссию в развитии человечества, резко противопоставляющий славянский мир западноевропейскому, не мог не отмечать византийского влияния на развитие России. Того влияния, которое было связано, пусть и опосредованно, с греко-римской цивилизацией. И те русские мыслители, которые мучительно пытались найти спасительный "третий путь" для России, путь между Западом и Востоком, неизбежно упирались в корневую систему христианских ценностей. Еще до раскола христианской церкви эти ценности в ортодоксальной греко-византийской интерпретации принесли в Киевскую Русь монахи, которых почитают своими соплеменниками и в Болгарии, и в Моравии, и в Македонии. Примечательно, что Н. Я. Данилевский, настаивая на том, что романо-германская цивилизация, в его понимании истинно европейская, враждебна славянской и русской цивилизации, рассуждал о Средиземноморье как о колыбели европейских представлений о мире. Но ведь именно из Средиземноморья пришла в Русь новая вера, которая на тысячелетия предопределила нашу духовную жизнь. И не с Петра Первого определяются наши отношения с Европой. Можно вспоминать о неудачных брачных притязаниях Ивана Грозного на Елизавету Первую как об историческом анекдоте, но в них был и прагматический смысл. Западная политика Алексея Михайловича Романова во второй половине ХVII века была последовательной и эффективной. Замечу, что именно при отце Петра Первого произошло радикальное обновление церкви по греческому образцу. Москва утверждалась как "Третий Рим" - как город, который был центром европейской культуры. Вспоминаю все это вовсе не для того, чтобы начинать новый виток дискуссии на тему "Россия и Европа", для этого есть люди поумнее меня. Но было бы несправедливо не вспомнить, что славянский мир, страны Восточной и Центральной Европы вместе с Россией внесли огромный вклад в развитие общей европейской цивилизации. Эти великие духовные ценности не могут быть собственностью политических или экономических объединений, пусть и обладающих такими значительными административными ресурсами, как Евросоюз.
Для того, чтобы похитить Европу, надо быть Зевсом.