12.12.2013 16:46
    Поделиться

    "Железный занавес" не помешал Николаю Амосову заглянуть в будущее

    Пять лет назад в телепроекте "Великие украинцы" Николай Амосов занял второе место, уступив лишь Ярославу Мудрому.  Одним из первых в СССР он начал делать операции на сердце. Впервые в мире применил антитромботические протезы сердечных клапанов, создал оригинальные аппараты искусственного кровообращения, разработал новые методы операций на легких. На его счету тысячи спасенных жизней и десятки книг. 6 декабря исполнится сто лет со дня рождения легендарного хирурга, кибернетика и философа. Екатерина Амосова, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН, вспоминает своего великого отца.

    - Как познакомились ваши родители?

    Екатерина Амосова: После школы мама по настоянию родителей поступила в педагогический институт, хотя очень хотела быть врачом. Когда началась война, она бросила пединститут, закончила курсы медсестер и ушла добровольцем на фронт. Попала в окружение, откуда чудом вышла. К счастью, ее не посадили, а направили в госпиталь, в котором работал папа. Там они в 1941 году и познакомились, а через два года поженились. После окончания Великой Отечественной войны их госпиталь отправили в Маньчжурию. Демобилизовались с большим трудом. Папу пригласили в институт Склифисовского в Москву заведующим операционным блоком, но ему там было не интересно. Переехали в Брянск. Параллельным отделением тогда заведовал Александр Шалимов. У них с папой была интересная конкуренция. Мама поступила в Киевский медицинский институт. После этого папа начал рассматривать предложения в Киеве.

    -  Вы родились, когда Николаю Михайловичу было 42 года.

    Екатерина Амосова: У мамы были медицинские проблемы - несколько выкидышей. Я родилась семимесячной и осталась жить благодаря профессору Лурье. После того, как у мамы отошли воды, ей предлагали разрушающую плод операцию. Но мама очень хотела ребенка и пошла на риск.

    - Папа вас баловал, как позднего ребенка?

    Екатерина Амосова: Он меня любил, но воспитывал.



    - Что в детстве делали вместе с отцом?

    Екатерина Амосова: Папа научил меня читать в пять лет. У него была бессонница, просыпался в пять утра. Обычно дети по утрам крепко спят. Я же сама просыпалась в шесть утра и бежала в папину комнату. Мы читали "Рассказы о животных" Сетона Томпсона, "Маугли" Редьярда Киплинга. При всей занятости, он всегда находил для меня время. Папа со мной много разговаривал, брал в поездки. Благодаря этому я приобщилась к московским театрам: мы были на лучших спектаклях "Современника", театров Вахтангова, Моссовета, Таганки.

    - Где Николай Михайлович любил отдыхать?

    Екатерина Амосова: У отца был очень жесткий режим, к которому он пытался приучить и меня. Он считал, что нужно делать минимум два выходных в неделю с отключением от всех дел.

    - Какие жизненные принципы отец привил вам?

    Екатерина Амосова: Он никогда не декларировал принципы и не произносил сентенции. Думаю, это мораль, отсутствие лукавства и единые стандарты, независимо от того, в какую ситуацию попадаешь, с кем общаешься и насколько зависишь от этого человека. Наверное, основной его принцип - уважать себя.

    - О Николае Михайловиче говорят, что он никогда не брал деньги и подарки.

    Екатерина Амосова: Это не легенда. К сожалению, не сохранилось объявление, вывешенное возле его кабинета: "Прошу цветы не носить!".  Его сняли перед ремонтом и не повесили назад. Через полгода после смерти отца нам нужно было забрать его вещи из кабинета в институте. Там были специальные и художественные книги с дарственными надписями авторов и несколько простых деревянных и глиняных ваз с украинской росписью, на которых было написано: "Дорогому Николаю Михайловичу". Не было ни дорогих статуэток, ни часов.

    - Каким он был в быту?

    Екатерина Амосова: Он никогда не увлекался диетами. Просто в еде отдавал предпочтение молочным продуктам, овощам и фруктам. Завтрак себе готовил сам. Мама настаивала на ночь овсянку, а он добавлял туда яблоко и ел эту кашу с черным хлебом. Пил очень слабый кофе с молоком. В обед обязательно ел горячее первое блюдо. Любил очень горячий чай, буквально кипяток. Отец нормально относился к тому, чтобы иногда в гостях поесть вкусненькое. Периодически он выпивал в компании и получал от этого удовольствие. Считал, что алкоголь дает расслабление и радость.

    - Ваш отец провел на себе эксперимент по преодолению старости, который описал в своей книге. Насколько актуальны его рекомендации сейчас?

    Екатерина Амосова: Отец предвосхитил время. Уже позже на Западе появились рекомендации относительно контроля веса, холестерина, двигательной активности. Мы сейчас все это талдычим, глядя на Запад. Отец пришел к этому, живя за "железным занавесом". Он ко всему пришел сам. Как он начал операции на сердце? Это совсем не то, что ассистировать, смотреть, читать книги или смотреть видеофильмы. Он просто об этом слышал. Тогда не было никаких поездок на тренинги, да и информации никакой не было. За границей он видел со стороны две операции с искусственным кровообращением. Просто стоял в составе делегации от СССР. После этого вернулся домой и сам сконструировал машину искусственного кровообращения.

    - Николай Михайлович прививал здоровый образ жизни всей семье?

    Екатерина Амосова: Безусловно, стремился. Но не могу сказать, что ему это удавалось. Вернее, удавалось частично. Правильно, без излишеств, питались мы все. Физкультурой мама не занималась, что не помешало ей долго жить. Сейчас маме 92 года.

    - Вы выбрали медицину по настоянию отца?

    Екатерина Амосова: Я окончила школу в пятнадцать лет, сдав программу старших классов экстерном. В этом возрасте мало кто точно знает, кем хочет быть. Мне была интересна физиология. Папа говорил, что есть два пути познания этой науки - через биофак или через мединститут. Решила, что второй путь лучше, потому что интереснее заниматься физиологией человека, а не животного.

    - Вас не удивило, что Николай Амосов занял второе место в рейтинге "Великие украинцы" после Ярослава Мудрого?

    Екатерина Амосова: Объяснить это могу очень просто. Людям, живущим в деформированном обществе, нужны моральные ценности. А отец исповедовал их не с трибуны, а всей своей жизнью. Глубочайший дефицит моральных ценностей в нашем Зазеркалье и подвигнул людей голосовать за Николая Амосова.

    - Как будет отмечаться столетие Николая Михайловича?

    Екатерина Амосова: Нашей семье удалось отснять новый документальный часовой фильм о папе. Мы пригласили режиссера Сергея Лысенко с его командой. Сейчас фильм монтируется. Телеканал "Интер" купил право его премьерного показа 6 декабря. Академия наук Украины переиздает книгу "Мысли и сердце" на украинском языке с предисловиями многих известных ученых, в том числе и академика Патона. Переиздадим для Интернет-версии папину книгу "Голоса времен". Год назад государство издало первый том полного собраний сочинений Николая Амосова. На второй том пока финансирования нет. 

    Опубликовано в "Российской газете в Украине"

    Николай Михайлович Амосов — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор
    Родился: 6 декабря 1913 г., Вологодская область
    Умер: 12 декабря 2002 г., Киев, Украина

    Поделиться