Новости

12.12.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Дело на три триллиона

Бюджетам регионов угрожает дефицит
Долг российских регионов в ближайшие пару лет может удвоиться и перескочить за отметку в три триллиона рублей. При этом есть вероятность, что почти в половине территорий объем долга превысит 60 процентов доходов.

То есть достигнет средних показателей, характерных для международного уровня. Такой прогноз по итогам нового исследования финансового самочувствия регионов дают эксперты Standаrd & Poor s (S&P).

В 2014 году из-за невысоких темпов экономического роста поступления от налога на прибыль могут быть на 80 миллиардов рублей меньше той суммы, на которую рассчитывает минфин, полагают в Standаrd & Poor s (S&P).

Недобор по доходам от налога на доходы физлиц (НДФЛ) ожидается не такой значительный - около 20 миллиардов рублей, - но эта потеря тоже скажется на финансовой ситуации в регионах.

Из-за роста расходов на выполнение различных обязательств, к примеру, связанных с повышением зарплаты бюджетникам, региональные траты в 2014 году могут превысить прогнозы минфина на 500 миллиардов, а в 2015-м - на 700 миллиардов рублей. В итоге совокупный объем дефицита может достигнуть 600 и 800 миллиардов рублей в 2014 и 2015 годах. Это примерно 7-8 процентов доходов регионов.

В следующем году минфин планировал сократить помощь им примерно на пять процентов. Но эксперты полагают, что это сделать не получится. Как, впрочем, и в нынешнем.

В третьем квартале 2013 года правительство предоставило регионам дополнительные бюджетные кредиты на 50 миллиардов рублей и межбюджетные перечисления в 56 миллиардов в рамках различных программ. "Считаем, предоставление новых кредитов и продление сроков их погашения останется одним из важных инструментов поддержки, - говорит Карен Вартапетов, замдиректора S&P. - Особенно для регионов, находящихся в преддефолтном состоянии". Регионам, которые будут ориентироваться на поддержку, придется попрощаться с финансовой самостоятельностью. Свобода благодаря поправкам минфина еще больше зависеть от доли дотаций в бюджетах. Раньше ограничители "включались", если она превышала 20 процентов собственных доходов. С нового года планку могут снизить до 10 процентов.

Как уже писала "РГ", субъектам могут запретить устанавливать и финансировать обязательства, не закрепленные за ними Конституцией и федеральными законами, а заодно превышать установленные правительством нормативы оплаты труда госслужащих. Эти ограничения будут действовать и для регионов, где доля дотаций превышает 40 процентов. Их также обяжут строго соблюдать соглашения с минфином о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению доходов, согласовывать проекты бюджетов. Они должны быть готовы и к ежегодной проверке, которую проводит Счетная палата или Росфиннадзор. Сейчас все эти меры применяются к территориям, бюджеты которых на 60 процентов зависят от федпомощи. Некоторые территории активно пользуются возможностью занимать деньги на рынке. Если нужно от миллиарда рублей и больше, то, как правило, выпускаются облигации. Этот вариант позволяет привлекать более значительные объемы средств на более долгий срок и в меньшей степени зависеть от конкретного кредитора. В S&P, кстати, ожидают усиления конкуренции между заемщиками. "В 2015 году объем заимствований регионов составит более 1,5 триллиона - около 2 процентов ВВП, по сравнению примерно с 850 миллиардами рублей в 2013-м", - замечает Борис Копейкин, директор, группы "Рейтинги региональных и местных органов власти", Standard & Poor s. Наиболее сильные территории, например Москва, вероятно, будут конкурировать с федеральным правительством и госкомпаниями за инвесторов в рублевые облигации. А слабые могут столкнуться с повышением ставок и снижением спроса на их долговые обязательства. Можно занимать деньги и у банков, тем более обслуживание кредитов дешевле, чем выпуск облигаций. Но "длинные деньги" они одалживать регионам пока не готовы. Занимать же на внешнем рынке, если будет принят проект постановления правительства смогут только регионы с кредитным рейтингом не ниже общероссийского. И в ближайшие годы слабые регионы могут оказаться в полной зависимости от помощи федерального бюджета, прогнозируют эксперты.