Кое-что за эти годы он сумел: завоевать расположение продвинутой аудитории, шокировать седовласую театральную общественность эпатажным нонконформизмом, получить легитимность в виде отдельной номинации на "Золотой маске", наладить связь с актуальными практиками. При этом ему вечно приходится отражать упреки то в непрофессионализме, то в маргинальности, и он до сих пор ждет планомерной и осознанной стратегии от государственных институций. Поэтому главные опорные точки в жизни российских танц-компаний - фестивали.
Екатеринбургский фестиваль "На грани", стартовавший в пятый раз, знаменателен тем, что проходит в признанном российском центре современного танца. Его программа радует прежде всего любителей новизны. Не имея больших финансовых возможностей для приглашения хореографических компаний мирового топ-уровня, фестиваль берет на себя смелость показывать премьеры как известных, так и начинающих российских трупп, заказывать новые спектакли, предоставлять сцену для их премьер и даже обеспечивать их дальнейший прокат. В этом году екатеринбуржцы встречаются с дебютантами фестиваля: литовским Arts Printing House, а также известными в России и за ее пределами компаниями - питерским Каннон Данс и костромским Диалог Данс. С новыми работами приезжает эстонский данс-театр FINE 5.
Афиша фестиваля, формирующаяся под влиянием современного театрального процесса, в этот раз маркирована признаками культурной глобализации. Российский современный танец с разной степенью успешности интегрируется в международный контекст, результаты этих взаимосвязей в виде совместных проектов и копродукций и представлены в программе. "Провинциальные танцы" вновь работают с полюбившимся им голландским дуэтом Гребена-Ивги. "Балет Евгения Панфилова" впервые постигает азы импровизации вместе со швейцаркой Рафаэле Гиованола, а с помощью Александра Азаркевича вслушивается в поэтику современного польского мироощущения. Испанец Молина вдохновлен мощью и внутренним конфликтом мужского дуэта компании Диалог Данс. Американец Эдди Окампо в Челябинске размышляет на социально значимые темы, а израильтянка Ренана Раз с танцовщиками питерской группы увлеченно разрабатывает новые формы взаимодействия танца и медиа.
В диалог все чаще вступают не только страны и ментальности, но и театральные виды и жанры, заставляя изумляться результатам их взаимопроникновения. На фестивале представлены работы в прямом смысле "на грани": например, кукольного театра нескольких видов (известная француженка Эмили Валантен) и contemporary dance. С программой миниатюр Dance-платформы, своего нового проекта, в фестивале впервые участвует екатеринбургская академическая балетная труппа. Новые работы екатеринбургской компании "Окоем" и театра "Провинциальные танцы" - о дефиците человеческих коммуникаций и нехватке простых эмоций, порожденных интернет-зависимостью. А челябинский театр Ольги Поны и эстонский FINE 5 попытаются погрузить зрителей в метафизические глубины, испытать медитативные ощущения.
Как и прежде, фестиваль предлагает обширную офф-программу, в основе которой - интенсивное общение участников в вечернем дискуссионном клубе.