Новости

13.12.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Очень дальний Восток

Цены на авиабилеты в новом году поднимутся минимум на 500-1000 рублей, уверены туроператоры
Стоимость билетов на внутренние авиарейсы в 2014 году может увеличиться минимум на 500-1000 рублей на человека, уверены в Ассоциации туроператоров России (АТОР). В первую очередь это связано с тем, что большинство авиакомпаний постепенно отказывается от расходов на выплаты вознаграждений своим агентам. Соответственно последние, чтобы сохранить рентабельность, будут вводить наценку на билеты, поделилась мнением в беседе с "РГ" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

"Об обнулении комиссии агентам авиакомпании объявили в апреле этого года. Процесс рассчитан на год. Соответственно к апрелю 2014 года точно стоит ждать повышения цен", - рассказала Майя Ломидзе. Обнуление комиссии - общемировая тенденция. Но за рубежом, по словам эксперта, для агентов предусмотрены различные бонусы, например, в виде продажи партии билетов по специальным тарифам. "В России такие бонусы тоже как бы есть, но рассчитывать на них могут только очень крупные агенты, которые могут позволить себе оптовые закупки билетов. Из 16 тысяч агентов, продающих билеты, такими крупными являются только 5", - пояснила Майя Ломидзе.

С вероятным ростом цен на авиабилеты по причине отказа выплаты вознаграждений агентам согласился и главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Авиакомпании, взаимодействуя с туроператорами и агентствами по продаже билетов, выплачивали им комиссию в размере 6-7 процентов от стоимости билета. С учетом обнуления комиссии агенты, скорее всего, теперь будут закладывать эти 6-7 процентов в цену. В пересчете это могут быть от 500 до 1000 рублей, о которых говорят в АТОР", - рассказал "РГ" эксперт. Однако, по его мнению, с завышением цен столкнутся только те потребители, которые покупают билеты в агентствах. И это никак не отразится на тех, кто приобретает их на сайтах авиакомпаний в Cети. "Примерные доли тех и других потребителей посчитать сложно. За Уралом две трети людей покупают билеты в агентствах. В Москве ситуация совершенно другая", - считает Олег Пантелеев.

По мнению экспертов, ситуация в будущем будет складываться следующим образом: часть потребителей "перейдет" в Интернет, а агенты по продаже авиабилетов будут укрупняться для того, чтобы получать специальные тарифы. "В итоге пассажиры будут оставлять свои деньги там, где им наиболее комфортно. Кому-то комфортно оплатить покупку через сайт, кому-то подождать с чашечкой кофе, пока выпишут билет", - рассказал Олег Пантелеев.

По мнению эксперта, позволить себе летать хотя бы несколько раз в год могут люди с доходами не ниже 40 тысяч рублей в месяц. Поэтому, считает Олег Пантелеев, надо работать не столько в направлении снижения стоимости авиабилетов, сколько в направлении повышения доходов граждан. И высокие цены на внутренние перелеты, равно, как и на проживание в гостинице где-нибудь рядом с Байкалом, связано не с жадностью продавцов отдыха, а с курсом рубля. Все это, по его мнению, имеет макроэкономическое объяснение.

Тем не менее, в Ассоциации туроператоров России есть идеи, как можно снизить цены на перелет. Свои предложения представители АТОР сформулировали в письме, которое направили министру транспорта Максиму Соколову. В частности, предлагается сделать более действенной систему льготных тарифов для детей, пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями. "На самом деле специальные тарифы, как правило, заявлены у перевозчиков, но воспользоваться ими практически невозможно - при бронировании сообщается, что "мест нет или спецпредложение не распространяется на этот рейс", - прокомментировала Майя Ломидзе.

Необходимо также провести аудит аэропортов с целью снижения аэропортовых сборов и стоимости наземного обслуживания. Еще одна возможность снизить цены на билеты - возмещение авиаперевозчикам 18-процентного налога на добавленную стоимость хотя бы в тех случаях, когда билет включен в туристический пакет. Увеличение спроса на авиаперевозки должно способствовать и расширению сети внутренних рейсов. Пока же неразвитая система авиасообщений - одна из причин медленного развития внутреннего туризма. "Регулярное авиасообщение на сегодняшний день есть между крупными городами и "сырьевыми" регионами. А для того чтобы попасть, например, из Новосибирска в Калининград, нужно лететь через Москву", - отмечается в письме АТОР. Таким образом, балтийские курорты России фактически недоступны жителям Сибири, поскольку авиаперелет стоит более 40 тысяч рублей. А красоты Сибири недоступны даже москвичам. Например, авиаперелет Москва-Абакан "туда-обратно" будет стоить около 40 тысяч рублей. При этом за 15 тысяч можно "туда-обратно" слетать из Москвы до Нью-Йорка.

В связи с этим АТОР предлагает провести анализ существующей авиационной сетки маршрутов и увеличить их количество. Это можно сделать, например, за счет самолетов малой авиации, создав специальные условия для соответствующих авиакомпаний и для владельцев аэропортов. Одно из предложений - снизить или отменить налог на прибыль в первый год работы. По словам вице-президента АТОР Владимира Канторовича, ассоциация обратилась к минтрансу и с просьбой создать межведомственную рабочую группу для решения этих и других проблем в сфере внутрироссийских перевозок.

Тем временем

Ростуризм разработал программу стимулирования внутреннего социального туризма "Отдых" , сообщил выступая на заседании в Совете Федерации глава ведомства Александр Радьков. Программой предусматривается выделение работодателем суммы в 16800 рублей для оплаты отдыха сотрудника. В случае закрепления соответствующего нормативно-правового акта программой смогут воспользоваться порядка 8 миллионов человек.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Финансовые проблемы авиаперевозчиков