Новости

13.12.2013 00:06
Рубрика: Культура

Пономарев поставил пьесу Блока "Роза и крест"

"Роза и крест", режиссер Александр Пономарев, 13 декабря, Театр "Школа драматического искусства"

Единственный театр, который откликнулся на столетие пьесы Александра Блока "Роза и крест", - "Школа драматического искусства". Именно там режиссер и актер Александр Пономарев поставил знаменитую пьесу Серебряного века.

Впрочем, в октябре этого года в Институте мировой литературы РАН (ИМЛИ) в Москве и Государственном мемориальном музее-заповеднике Д.И. Менделеева и А.А. Блока в Подмосковье состоялась Международная научная конференция, посвященная этому событию.

В 1912 году Александр Блок написал драму "Роза и Крест", которую мечтал увидеть на сцене Художественного театра в постановке Станиславского. "Если коснется пьесы его гений...", - писал он. Но МХТ, несмотря на многие месяцы репетиций, не справился с лучшей пьесой Блока, имеющей много смыслов, тайн и подтекстов. Пьесой, действие которой перенесено в средневековую Нормандию и Прованс, автор стремился прикоснуться к проблемам современной ему России, к ее трагическим коллизиям, которые поэт-пророк определял так: радость-страдание, роза и крест... "Всюду беда и утраты, что тебя ждет впереди?" - вот вечный и безответный вопрос поэта. Неслучайно рыцарь-несчастье Бертран стал главным героем драмы о всепоглощающем подвижничестве.

Александр Пономарев, создатель и идеолог театра "Чет-Нечет", исследователь театра русского авангарда, давно мечтал поставить пьесу Блока. Его спектакль насыщен музыкой и песнями менестрелей, танцами, средневековыми поединками, красочной сценографией и необычными историческими костюмами.

Музыкальное оформление спектакля создано композитором Михаилом Смирновым совместно с гитаристом Олегом Бойко, где древние бретонские и андалузские мотивы соединяются с мистическим звучанием Серебряного века: фортепиано, волынка, барочная гитара, лютня, разнообразная перкуссия и струнное трио создают музыкальный образ спектакля.

"Мне кажется, сейчас очень важно обратиться к теме жертвенного служения и бескорыстного подвига. В пьесе рыцарь Бертран, несмотря на то, что любовь его безнадежна, идет до конца, жертвует собой. Если говорить о работе над спектаклем, я бы хотел осуществить то, что задумал Блок, раскрыть природу автора. Жанр поэтического театра очень близок "ШДИ", и мы с актерами легко нашли общий язык. Помимо того, что пьеса романтична, она заряжена специфическим юмором Блока, так что у зрителя будет достаточно поводов и подумать, и улыбнуться". В роли Бертрана - Игорь Яцко и Олег Малахов.

В дни премьеры в ШДИ (до 15 декабря) развернута выставка работ болгарской художницы и сценографа Марины Райчиновой, создавшей уникальные костюмы к спектаклю.

Культура Театр Драматический театр Театральный дневник Алены Карась