Воронежцы услышали песни юга России в джаз-роковой обработке

Этно-фьюжн проект "Груня" и пианист Сергей Филатов представили свое прочтение народных мелодий на концерте "Воронежских джазовых сезонов". В финале песню, записанную в белгородской деревне, затянули вместе с артистами и зрители - в зале было немало преподавателей и студентов-"народников" из местной академии искусств.

"Груню" придумали супруги Кись: Виталий известен как гитарист и аранжировщик, Елена - вокалистка. Интерес к "корневой" культуре возник у них давно, а Сергей Филатов - основатель сообщества музыкантов "Этносфера" - помог подвести под это увлечение некоторую базу. Впрочем, по словам Елены, они и сейчас "недоученные и в джазе, и в фольклоре". Что не мешает интерпретировать аутентичные песни, записанные в Забайкалье, Южной и Центральной России, играя с музыкальным "фоном". Гитара то акустическая (способная озорно тренькнуть, как балалайка) - то электрическая, наряду с бубном и колокольчиками можно по тарелкам и барабанам ударить, ну а харизматичному знатоку этнических "дудок" Сергею Клевенскому и вовсе дана полная свобода самовыражения.

В Воронеже Елене Кись помогала Елена Назарова. Девушки познакомились на подпевках у Александра Малинина (отсюда их специфическая манера держать себя на сцене), и Назарову так захватило увлечение фолком, что этим летом она даже съездила в этнографическую экспедицию на Белгородчину. В результате по-новому взглянула на свою творческую жизнь - участие в московских постановках мюзиклов Mamma mia, We will rock you и Chikago - и даже отказалась от некоторых выступлений. После общения с деревенскими бабушками надевать чулки в сеточку и танцевать в кабаре было бы странным, призналась за подругу Елена Кись.

Собственно, и остальные участники воронежского концерта, включая перкуссиониста Андрея Атабекова и ударника Дмитрия Власенко, работают с эстрадными "звездами". А тягу к современному фолку удовлетворяют в проектах "Этносферы", объединяющих исполнителей, продюсеров, меценатов и простых меломанов, считающих своим долгом поддерживать развитие музыки с национальной спецификой. Придумал это движение пианист Сергей Филатов - уроженец Воронежа, ныне работающий в Москве.

Фортепиано он освоил "самостийно": в музыкальную школу в свое время взяли только в класс баяна. Самое душевное воспоминание о том времени у него (если не считать драки с однокашниками) - театр, который организовала с учениками Римма Александровна Никольская.

- Мы репетировали в "колхозе" (ДК имени Коминтерна), где я потом играл на всех инструментах в ансамбле "Фантазия". В музучилище тоже поступил на баян, познакомился с одним мужиком, страшным алкоголиком, который подрабатывал на сельских свадьбах. Мы с ним ездили по всей области. Он брал бубен, а я на баяне наяривал "матаню". Часами. Левая рука в кровь, а тетки все пляшут и пляшут… - рассказал Филатов. - На фортепиано практиковался в свободное время. На переменах мы пробовали играть джаз, и преподаватели нас отгоняли от рояля. Мы тогда нащупали путь, который я сейчас стараюсь показывать своим студентам: как выходить из пространства нотного текста, из стандартной терминологии. Например, левая рука в одном времени играет, правая в другом - возникает объем, такое "3D в музыке"… Это так просто и увлекательно. И еще я открыл для себя одну простую вещь. В музыке важнее всего вторая доля. Что ни возьми, от Баха до частушек "под язык", - самое главное не играется в первую долю.

Сочинять музыку Сергей начал еще в детстве. Мама заставляла его записывать ноты и давала рубль за каждый опус. Руководитель оркестра народных инструментов воронежского музколледжа имени Ростроповичей Михаил Ефименко вспомнил, что на госэкзамене Филатов исполнял собственное произведение: "Грязно, но зато в темпе".

На творческой встрече в Воронеже он обыграл мелодию Азнавура и тему заставки к новостям ОРТ начала 1990-х:

- Вы не думайте, я не какая-нибудь звезда. Я просто вечерами вот такие песенки играю в ресторане или на корпоративах и зарабатываю этим. И ничуть не стыжусь. Однажды на новогоднем вечере одна известная барышня нас все доставала: "Сыграйте из группы "Мираж" - "Музыка на-а-ас связала"!.." - мы уж вешаться думали, как вдруг догадались сделать мягкую кавер-версию. Очень даже симпатичная оказалась мелодия. У нас внутри куча штампов и стереотипов в отношении попсы, фольклора и всего прочего. Водитель в автобусе - он же своей рукой, без принуждения включает погромче "Русское радио", на котором уже нет ничего русского, или "Шансон", оскорбляющий само понятие, за которым стоят такие имена, как Азнавур и Пиаф. Останови сто молодых людей на улице - 98 скажут, что ненавидят фольклор…

По мнению Филатова, подобное дурновкусие и "темнота" российского обывателя - следствие "информационных войн", а увлечение отечественных исполнителей английской и американской музыкой способствовало не только развалу СССР, но и отрыву от корневой культуры.

- Уже два-три поколения музыкантов выросло с презрением ко всему русскому. И мы заложники этой ситуации, - добавил Сергей Филатов. - Нашего прекрасного балалаечника Алексея Архиповского на всяких правительственных концертах просят: "Давай народное свое прокинь - и сразу рок-н-ролл на балалайке!" Поэтому мы и придумали "Этносферу": фестивали, концерты, проекты. То, чем мы занимаемся, можно назвать так - изменение сознания. Еще слово "служение" подходит, но это уже область сокровенного, пожалуй.

Кстати

На сайте движения "Этносфера"  формируют нечто вроде базы для самообразования. В разделе "С миру по нотке" появляются выдающиеся образцы работы с этнической музыкой, под "шапкой" "Бабушки, или "русский джаз" выложат записи фольклорных исполнителей (пока там есть только знаменитая воронежская частушечница Анастасия Ивановна Ивонина с ее фирменным дильниканьем). В перспективе на сайте разместят видео с мастер-классов западных звукорежиссеров и организуют специальную площадку для молодых музыкантов: чтобы можно было представить свои опыты и прочесть затем рецензию кого-нибудь из "мэтров".