Невеселый юбилей
Торжество проходило в районном Доме культуры. Поздравить ее создателя и бессменного руководителя Валерия Карамина приехали бывшие воспитанники - офицеры, преподаватели и руководители военных учебных заведений страны, известные общественные деятели. Ведь за четыре десятилетия 950 выпускников Школы Армии - целая дивизия! - окончили военные учебные заведения и связали свою жизнь с армией.
А начиналось все в 1973 году, когда юный культработник Валерий Карамин был направлен в Киржач руководить районным Домом культуры. Кружки и объединения ДК посещали, как правило, девочки. И директор задумал оторвать мальчишек от дурного влияния улицы и организовал кружок друзей армии. Потом добился приема у главнокомандующего Московским военным округом. Тот поддержал его и распорядился назначить шефами киржачских ребят несколько войсковых частей. На их базе была организована военно-спортивная подготовка подростков, которая ведется и по сей день. Днем ребята учатся в обычных школах, а после уроков приходят сюда на занятия.
Тучи над прославленным коллективом сгустились еще перед юбилеем. Директор киржачской школы N 5, в которую в этом году перешли на учебу все курсанты, поставила условие: после каникул иногородние родители должны забрать своих детей - их пребывание в Киржаче без надзора взрослых незаконно. А доверенность, выданная Карамину и его воспитателям и заверенная нотариусом, не имеет юридической силы.
Предупреждение смахивало на ультиматум. Почему же руководитель не сказал об этом на юбилее? Ведь на нем было немало людей, обличенных властью. Возможно, вмешались бы, помогли разрешить конфликт.
- Не хотел омрачать торжество, - аргументирует Валерий Кирович свою позицию.
Директорская позиция
- Вы знаете, в каких условиях живут дети? - встретила меня директор школы N 5 Ирина Корнеева. - В ДК! На мой взгляд, это не соответствует нормам, которые приняты в детских образовательных учреждениях. В нашем микрорайоне нет горячего водоснабжения, школе выдали предписание - установить бойлеры. Там вы видели бойлеры? Никакой ответственности Карамин не несет. В конце августа они обратились ко мне. В школе N 3, с которой у них был договор раньше, классы переполнены, а у нас есть места. Решили, что детям лучше учиться в одной школе. Так их проще контролировать и удобнее доставлять на занятия на одном автобусе. Я согласилась. А когда подняла документы, ужаснулась. Извинилась перед родителями и попросила забрать детей.
А вскоре родители получили от директора и официальные письма со строгим предупреждением: "В случае неисполнения нашего предложения школа оставляет за собой право обратиться в органы опеки и попечительства по месту регистрации для принудительной доставки детей к родителям и продолжения обучения по месту жительства".
Как "спасали" Валю
Речь о шести иногородних подростках, поступивших в Школу Армии в этом году. Прежде чем стать курсантами, они успешно выдержали испытания лагерными сборами. Пять мальчишек из Гусь-Хрустального провожали торжественно, а теперь им предлагают вернуться - словно проигравшим.
Но особенно активно директор и классная руководитель "спасали" пятнадцатилетнюю Валю Бахтину из Черноголовки. Сначала провели рейд в квартиру, в которой родители сняли ей комнату. Когда хозяйка уехала к родственникам, трое представителей школы позвонили в дверь в 11 часов вечера. И на вопрос матери девочки, почему так поздно, ответили, что увидели в окне свет.
Следующую попытку предприняла директор, вызвав пожилую хозяйку на беседу в свой кабинет. Ирина Степановна не скрывает, что предупредила пенсионерку о многочисленных нарушениях закона, которые та совершила, пустив к себе на квартиру несовершеннолетнюю.
После этой беседы женщина, испугавшись проверок прокуратуры и опеки, выставила Валины чемоданы за порог. Покинуть город для девочки было равносильно отказу от мечты поступить в Голицинский пограничный институт, поэтому в Киржач срочно приехала ее бабушка. Но директор была неумолима: сделайте так, чтобы ребенок жил с родителями.
К счастью, отстоять иногороднюю курсантку удалось, переведя ее в школу N 3.
- А если бы я поступила в колледж в другом городе, от родителей тоже бы требовали жить со мной? - недоумевает она до сих пор.
Не вписался?
Слава Школы Армии давно перешагнула не только границы Киржачского района, но и Владимирской области. И ни для кого не было секретом, что иногородние курсанты жили в приспособленных помещениях Дома культуры. Условия здесь, конечно, спартанские, но вполне приемлемые. А сегодня, когда все неместные воспитанники размещены на частных квартирах, жилищные условия продолжают оставаться объектом острой критики.
- Мы понимаем, что это хорошее дело, но в рамки закона оно не вписывается, - говорит глава администрации Киржачского района Владимир Седых. - Все должно быть на законных основаниях, в соответствии с документами.
Получается, что, вытаскивая чужих детей из подворотни и уча их любить и защищать Родину, Карамин совершал противоправные действия? Но если бы он не брал на себя тяжелый груз ответственности, не рисковал, вряд ли дело его жизни дало бы такие уникальные плоды.
- Да, - соглашается Владимир Иванович, уже не как чиновник, а как человек. - Без него и Школы Армии не будет.
Сомневаюсь. "Раскрученный" проект подхватят предприимчивые люди. Только тогда на ее месте возникнет организация с коммерческим уклоном. Такая попытка уже была. Два года назад прямо из рабочего кабинета Валерий Кирович попал в больницу с тяжелейшим инсультом. Тогда двое энергичных помощников стали убеждать родителей забирать детей домой. Дескать, директор ДК уже не поднимется, и Школа Армии закрывается. Друзья Карамина не дали повесить на ней замок, а сам он, вопреки прогнозам "заинтересованных лиц", через три месяца уже был на работе.
Сохранить мечту
Несколько лет назад заслуженного деятеля культуры России, почетного гражданина города Киржача и Киржачского района Валерия Карамина буквально затаскали по судам. Его обвиняли чуть ли не в организации дедовщины в детском коллективе. Массовую клеветническую кампанию организовала чиновная дама из Владимира.
Истинная подоплека была в том, что та рассматривала Школу Армии как надежный трамплин для поступления в военное училище сына, но планы сорвались. Летние сборы показали, что военная карьера подростку противопоказана и по состоянию здоровья, и по складу характера.
В ходе судебных заседаний обвинения лопались одно за другим, как мыльные пузыри. В итоге Карамину удалось отстоять право на существование своего детища.
Похоже, народный коллектив из Киржача вновь стал жертвой своей популярности. Несмотря на рекомендацию во избежание проблем принимать только детей из Киржача, Карамин поддался на просьбы родителей. В Гусь-Хрустальном нет работы и высокая преступность. А здесь для мальчишек из провинции открываются реальные возможности избежать дурного влияния улицы и выйти в люди.
- Давайте пока отправим детей к родителям, до лета оформим все юридически, и на следующий год примем, - предлагает руководитель районного управления культуры Ольга Токарева. - Если родители согласны, пусть проживают и учатся в Гусь-Хрустальном, а на субботу-воскресенье привозят их в Киржач на занятия. Надо грамотно решить эту ситуацию. Я говорила Валерию Кировичу: вы взяли на себя огромную ответственность. Он ответил: пусть родители решают сами.
В районной администрации признают, что Школа Армии никогда не финансировалась из бюджета. Все эти годы ее материальной основой был огромный авторитет руководителя, который умел привлечь средства спонсоров и благотворителей.
Аргументы Валерия Карамина умещаются всего в одной фразе: "Почему мы должны убить мечту ребенка стать военным?" Но весят они гораздо больше, потому что за ними стоит не чиновничье "как бы чего не вышло", а реальные дела.
Ребята пока остаются в Киржаче. Но в любой момент их могут "попросить с вещами".
"Мы готовы опротестовать все ваши немыслимые и порочащие, на наш взгляд, доводы относительно профессиональной непригодности лично Карамина Валерия Кировича и его помощников в воспитании наших детей, так как в наших глазах он является безоговорочно прекрасным руководителем и наставником. Это проявляется не только в его отношении к детям, но и в его действиях и результатах работы. Объяснив всю сложившуюся ситуацию, проконсультировавшись у адвоката и представителей органов опеки нашего города, мы получили ответ, что в данном случае нарушаются права ребенка именно с вашей стороны, а не со стороны родителей. Нам посоветовали обратиться в прокуратуру, чему мы и последуем в случае вашего несогласия на обучение детей в вашем учебном заведении".