Искусствовед Смелянский расскажет об ушедших театральных деятелях

Авторская программа Анатолия Смелянского "Силуэты".

Телеканал "Россия К", 16-19 декабря в 23.00.

Премьерная программа доктора искусствоведения Анатолия Смелянского "Силуэты" посвящена не так давно ушедшим творцам - Михаилу Ульянову, Михаилу Козакову, Петру Фоменко и Давиду Боровскому. Это не просто телеочерки искусствоведа, не парадный портрет, а личный взгляд, ведь автор дружил и сотрудничал с каждым из своих героев. Безусловно, это лишь контуры их судеб, силуэты, но с попыткой проникнуть в проблематику художественной жизни страны в последние полвека.

Первый "Силуэт" - "Михаил Ульянов" (16 декабря, 23:00). Волею судьбы и "говорящей" фамилии ему была уготована редкая участь - быть "отобранным" на роль "государственного артиста". Он провел эту роль с поразительным достоинством. Был МХАТ СССР, и был Ульянов СССР. В отличие от первого, второй не разделился, не изменился. Маска, которую сотворил Ульянов, не перекрыла и не исказила его человеческого лица. Наоборот, стало ясно, что личность и маска не совпадают. Речь пойдет о том, как эта маска создавалась, и что в конце концов спасло актера. Смелянский пытается проследить сквозную линию артиста, повороты его актерской и человеческой судьбы от фильма "Председатель" до последней его "жизненной" роли председателя Союза театральных деятелей России.

Второй "Силуэт" - "Михаил Козаков" (17 декабря, 23:00). "Шестидесятник" из мхатовской когорты, но совершенно иной поворот сюжета. "Государственным артистом" он не стал, дома своего театрального не обрел. Был одним из первых российских Гамлетов послесталинской сцены, пробовал себя в амплуа трагика, комика и резонера, сделал несколько культовых фильмов, сыграл и короля Лира, и купца Шейлока. По словам Смелянского, Козаков - "такое переходящее Красное Знамя. Кажется, ни с кем из тех, с кем он работал, у него не было мирных отношений. Может быть, потому, что он больше чем артист". Создал антрепризу, исполнял великолепные чтецкие программы, покидал Россию и снова возвращался на родину.

Третий "Силуэт" - "Петр Фоменко" (18 декабря, 23:00). Многие театральные лидеры помимо имени паспортного носили разного рода клички. Мейерхольд знал, что его именуют Мастером, Товстоногов бытовал под ником "Гога". Петра Фоменко величали Фомой, а его учеников - фоменками. Он заявил о себе в конце 1960-х годов, поставив почти не играемую в советском театре "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина - одну из самых мрачных пьес русской классики. Петр Фоменко создал не только самую заметную и влиятельную в постсоветском театре школу, он восстановил доверие страны к русскому театру.

Заключительный "Силуэт" - "Давид Боровский" (19 декабря, 23:00). Театральный художник Давид Боровский тоже принадлежал к поколению "шестидесятников", но, в противоположность Михаилу Козакову, относился к классическому типу творца. Предельно уравновешенный и гармоничный, упрямый новатор, Боровский создал новое театральное пространство, которое, по словам Анатолия Смелянского, "преображало предметы и вещи, которые попадали в силовое поле спектакля: подчиняясь общему закону, они вырастали в своем смысловом значении".