Жители севера республики предпочитают уголь из Казахстана - он лучше разгорается и дает больше тепла, нежели добытый на месторождениях в КР. Однако последний дешевле, что для многих потребителей - фактор определяющий. В среднем бишкекчанину тонна угля обходится в 3 - 3,5 тысячи сомов (30 - 60 долларов). Между тем, в южной столице цена тонны топлива - 4,5 - 5 тысяч сомов (92 - 102 доллара).
Самая высокая стоимость, как ни парадоксально, отмечена в Баткенской области, где расположено Сулюктинское угольное месторождение, - до девяти тысяч сомов за тонну с местных шахт. Эксперты связывают эту тенденцию с неразвитой транспортной инфраструктурой юга страны. Существенную часть стоимости товара для потребителя составляют транспортные расходы. Однако сами энергетики видят проблему с другой стороны.
- Перекупщики скупают у добывающих компаний товар по низкой цене и перепродают с большими накрутками, - утверждает директор ОсОО "Разрез Бузурманкул-Т" Токтоназар Токтосунов. - В Нарынской области уголь с разреза Мин-Куш отпускается по 1,2 тысячи сомов (25 долларов). Населению тонна обходится по 2 - 3 тысячи (40 - 60), посредники же продают его по пять тысяч сомов и выше. Таким образом население получает товар по завышенной стоимости.
Еще летом текущего года департамент по развитию конкуренции при минэкономики КР включил в число естественных и разрешенных монополий четыре угледобывающих предприятия, утвердив оптово-отпускные цены на уголь за тонну. В среднем рекомендованные оптовикам цены варьируют от одной до двух тысяч сомов. Однако в процесс продажи угля населению опять-таки вмешиваются перекупщики, повышая конечную стоимость для покупателя в несколько раз. Специалисты полагают, что изменить ситуацию и сделать уголь более дешевым можно только с помощью государства.
- Уголь на карьерах в республике на 90 процентов добывают частные компании, транспортировка осуществляется ими же, - отметил и.о. директора ГП "Киргизкомур" Нарынбек Сатыбалдиев. - Государство установило фиксированную стоимость угля для крупных перекупщиков, однако мелкие посредники неподконтрольны никому, хотя именно они определяют ценообразование на твердое топливо в стране.
- В стране 12 предприятий-монополистов в сфере угледобычи: по пять в Нарынской и Баткенской областях и по одному - в Ошской и Джалал-Абадской, - сообщил замдиректора госагенства антимонопольного регулирования при правительстве КР Кенешбай Тайлаков. - Мы устанавливаем для них отпускные цены на товар. Но диктовать условия торговли розничным фирмам-продавцам и частным предпринимателям не имеем права. Стоимость товара на рынке формируется посредством баланса "спрос - предложение", и госорганы не вмешиваются в этот процесс. Однако в регионах мы комиссионно, совместно с другими ведомствами и местными властями, контролируем ценообразование. И если выявляем необоснованное завышение стоимости, проводим профилактическую работу с продавцами - разъясняем законы. Результаты этой работы есть, однако нужно признать, что не везде ситуация с ценами на топливо благополучна.
Высокая стоимость угля делает его недоступным малоимущим слоям населения. Только в Бишкеке в нынешнем сезоне по полторы тонны твердого топлива выделили 4,3 тысячи семей. Однако, чтобы благополучно пережить холода, среднестатистическому домохозяйству требуется как минимум вдвое больше угля, так что семьям с низкими доходами придется искать дополнительные средства. Кроме того, получатели такой помощи неоднократно жаловались: привозимый им уголь оказывался низкокачественным и просто не горел в печах.
На теплоэлектроцентрали Бишкека до сих пор находится 620 тонн угля, загрязненного радионуклидами. Топливо, радиационный фон которого местами превышает естественный в 20 - 25 раз, было завезено в 2011 году с Куланского месторождения Казахстана. Его поставляли в детские сады, школы и дома престарелых на севере республики, а обнаружив опасность, изъяли и складировали на территории ТЭЦ.
- Поставщик угля - казахстанская фирма - ссылается на заключение независимой экспертизы, где говорится, что фон радиации топлива не превышает допустимой нормы, и отстаивает свои интересы в суде, - заявил руководитель министерства чрезвычайных ситуаций КР Кубатбек Боронов. - Поэтому партия угля находится под арестом. Она размещена в отдельном штабеле, имеются необходимые таблички и охрана.
Сейчас правительство республики рассматривает возможность захоронения опасного топлива в одном из хвостохранилищ страны.