17.12.2013 18:47
    Поделиться

    "Каспийский монстр" и другие корабли Ростислава Алексеева

    18 декабря 1916 года родился советский инженер и кораблестроитель Ростислав Алексеев. Защитив диплом по кораблестроению в начале Великой Отечественной войны, Ростислав Евгеньевич три года трудился на заводе мастером по выпуску танков. В конце войны Алексееву доверили работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях - так началась история советских экранопланов.
    "Ракета"

    Разработка советских пассажирских судов на подводных крыльях началась после войны, и в основе гражданских моделей лежали военные разработки Ростислава Алексеева. Первый теплоход серии был показан на фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Выпускалась "Ракета" до середины 70-х годов (около 400 теплоходов), а эксплуатация продолжается до сих пор - как в качестве общественного транспорта, так и в качестве прогулочных катеров.

    "Ракеты" были способны развивать скорость до 70 километров в час, дальность автономного плавания составляла 600 километров, на борту могли разместиться до 66 человек. В качестве движителя использовался один гребной винт.

    В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства
    "Метеор"

    "Метеор" стал продолжение разработок теплоходов на подводных крыльях серии "Ракета". Выпуск начался в 1961 году, за тридцать лет было выпущено более 400 единиц этой серии. От "Ракеты" суда данной линейки отличаются большими габаритами, более мощными двигателями, а в качестве движителя на "Метеорах" использовались два винта. Скорость также была выше - до 90 километров в час. На борту могли разместиться до 123 пассажиров.

    Продолжениями этих проектов стали корабли "Комета", "Спутник", "Буревестник", "Восход".

    "КМ"

    В 1962 году Ростислав Алексеев и его КБ начали работу над проектом "КМ" - экспериментальным экранопланом. Этот летательный аппарат должен был стать транспортным средством для военных и спасателей. Самолет, проходящий по документам как корабль, был спущен на воду в июне 1966 года - с этого начались его испытания на Каспии. Размах крыла экраноплана составлял 37,6 метров, длина - 92 метра, максимальная взлетная масса - 544 тонны, максимальная скорость - 500 км/ч. Из-за размеров и букв "КМ" на борту был прозван американцами "Каспийским монстром". После 15 лет испытаний машина затонула - история эксплуатации "КМ" на этом завершилась.

    До появления самолета Ан-225 экраноплан "КМ" был самым большим самолетом
    "Лунь"

    На основе конструкторской схемы экраноплана "КМ" был построен ракетоносец "Лунь". Первый полет был совершен в 1985 году, а в 1990-м машина была передана в эксплуатацию. Размах крыла - 44 метра, длина - 73,8 метров, взлетная масса - 380 тонн, вооружение - противокорабельные ракеты "Москит". Построен в единственном экземпляре (постройка второго экземпляра была заморожена при готовности судна в 95 процентов), в настоящее время базируется в Каспийске и не эксплуатируется.

    "Орленок"

    В 70-х годах КБ Алексеева получило заказ от министерства обороны на строительство транспортного экраноплана для воздушно-десантных войск. Первая машина была спущена на воду в 1972 году - дальность полета составляла до 1500 километров, максимальная скорость - 500 километров в час. На борту могли разместиться до 200 пехотинцев или две бронированных машины - танк, БТР или БМП. Вооружение "Орленка" составляли двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Во время летных испытаний машина показала свою живучесть - без кормы, киля и маршевого двигателя только за счет носовых взлетно-посадочных двигателей добралась до берега.

    Было построено пять машин этого типа. В 1979 году первый экраноплан "Орленок" был принят в состав ВМФ СССР. В 2007 году все экранопланы были списаны, наиболее уцелевший "орленок" был установлен в музее флота в Москве.

    Поделиться