Напомним, какое поручение генералам и вузовскому начальству дал глава государства: не отказываясь от образовательных отсрочек, так изменить систему военной подготовки в высших учебных заведениях, чтобы у всех студентов появилась возможность пройти во время учебы и последующих армейских сборов военную подготовку и получить воинскую специальность. Это, по словам президента, необходимо для создания подготовленного мобилизационного резерва Вооруженных сил.
Задача предельно ясная. А как ее решать, в минобороны уже придумали. Причем вариант генералов не выглядит ущербным ни для солдатского строя, ни для вузов, ни для самих студентов.
- Мы предлагаем, не увеличивая количества военных кафедр, которые с таким трудом были сокращены и приведены в порядок, сделать на базе уже существующих кафедр центры подготовки мобилизационного резерва, что позволит нам дать возможность всем без исключения отслужить в армии в течение одного года или двух лет, - сказал Шойгу. - По окончании учебных заведений, где студенты будут получать теоретические знания на военных кафедрах и в учебных центрах, они смогут пройти трехмесячные сборы в учебных центрах минобороны, где получат уже практические знания.
Сформулированная министром идея отчасти напоминает систему советской поры. Но в то же время имеет серьезную новацию, ведь подготовка в мобилизационном центре будет куда масштабней привычной учебы на военной кафедре вуза.
Если этот механизм заработает без сбоев, помимо диплома выпускники институтов и университетов получат на руки еще и военные билеты с соответствующей отметкой о пройденной службе. А главное, что вместе с мирной профессией каждый из них полноценно овладеет армейской специальностью. Под решение этой задачи минобороны готово выделить свои полигоны и стрельбища, которые ежегодно станут принимать более 100 тысяч студентов. "Этого нам более чем достаточно, чтобы у нас был хорошо обученный мобилизационный резерв", - подчеркнул Шойгу.
Второй фронт, призванный помочь Вооруженным силам в лихую годину, генералы планируют сформировать в виде нескольких резервных армий. Для комплектования партизанского войска нужно много людей. А чтобы они не оказались в роли пушечного мяса, важно заранее научить молодежь азам солдатской науки. Понятно, что студенты освоят их быстрее и лучше вчерашних школьников и запасников в возрасте. К тому же большой эффект даст массовый приток в мобрезерв дипломированных специалистов.
Если говорить о сегодняшней ситуации с дипломированными солдатами, то, по данным минобороны, из почти 524 тысяч выпускников вузов военную службу проходят только 60 тысяч. Предложенная Шойгу схема ценна тем, что она расширит воинский резерв страны еще как минимум на полмиллиона человек. Тем более речь пойдет о специалистах, умеющих не только налаживать производство, лечить людей или разрабатывать недра, но и стрелять, водить боевую технику, управляться со сложной армейской аппаратурой.
Вчера же Сергей Шойгу довел до генералов и своих гражданских заместителей распоряжения, которые вытекают из других задач, поставленных президентом перед минобороны в Послании Федеральному Собранию и на расширенной коллегии ведомства. Вот как они выглядят для Генштаба. Пункт первый - учесть при разработке нового Плана обороны страны вызовы и угрозы, связанные с развитием концепции "мгновенного глобального удара" и реализацией программы развертывания систем противоракетной обороны.
Второе - до конца будущего года выйти на уровень укомплектованности Вооруженных сил не ниже 95 процентов, а количество контрактников довести до 241 тысячи человек. Набор в армию солдат-профи должен быть увязан по срокам с поступлением в войска новой техники и вооружения. Третье - до 30 декабря подготовить дорожную карту по будущей системе военной подготовки студентов в вузах и создать межведомственную рабочую группу для утряски всех вопросов. О цели этой работы говорилось выше: надо обеспечить страну и армию военно-обученным мобилизационным резервом. Четвертое - при формировании единого разведывательно-информационного пространства Вооруженных сил сделать так, чтобы существующие и перспективные средства разведки, управления и целеуказания сопрягались друг с другом и функционировали в реальном режиме времени. А добытые с их помощью сведения стекались в Национальный центр обороны. Его, как известно, должны создать в Москве в следующем году.
И, наконец, еще одна задача Генштабу - до 25 декабря там должны подготовить директиву, которая даст старт развертыванию наших воинских частей в Арктике.