Новости

17.12.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Рынок распадается на части

Реформа электроэнергетики реализовалась только на бумаге
Прошло 10 лет с момента начала активных преобразований в российской энергетике. В результате отрасль существенно изменила свое "лицо". Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, этот сектор экономики по-прежнему испытывает серьезные трудности. По мнению экспертов, это связано с тем, что те идеи и намерения, которые были изначально заложены в систему реформирования отечественной электроэнергетики, на практике никак не реализовались. "За 10 лет удалось создать механизмы, которые обеспечивают оптимальную работу энергетического рынка, однако эффективность реализации этих механизмов оставляет желать лучшего", - говорит заместитель председателя правления "СО ЕЭС" Федор Опадчий.

Большие надежды участники рынка возлагали на договора по предоставлению мощности. Однако та форма договоров, которая существует сегодня, вызывает лишь разочарования. "Первоначально предполагалось, что рынок электроэнергии будет регулироваться потребителями, которые покажут, что строить, где строить, в каком объеме и по какой цене все это будет востребовано, - рассказывает председатель наблюдательного совета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко. - Однако за 10 лет реформы эти намерения никак не реализовались. Договор на предоставление мощности из гарантий инвесторам плавно превратился в инструмент, обязывающий потребителей оплатить фиксированную доходность на любую генерацию, которая будет построена по указанию минэнерго. Рыночные сигналы для строительства тех или иных объемов мощностей были заменены внутренними решениями минэнерго".

Не заработали также и рыночные механизмы регулирования цен и объемов генерации. Вместо этого появились договоры, согласно которым все оплачивает потребитель.

"Этот год как никакой другой был богат на строительство крупных энергетических объектов, - говорит Александр Старченко. - Однако все эти проекты вызывают сомнения у экспертов с точки зрения целесообразности строительства мощностей в таком объеме и именно в тех местах, где они были построены. Вероятно, уже со следующего года мы начнем пожинать плоды такого неразумного регулирования, а все потому, что решение принимал не рынок, а конкретные чиновники".

Многие эксперты говорят о том, что реформа практически не реализовалась потому, что рыночные сигналы были заменены указаниями из кабинетов министров. Больше всего пострадал механизм конкурентного отбора мощности, а также сетей. На это, в частности, указывают принимаемые в последнее время нормативные акты, которые в конечном итоге вынуждают потребителей платить больше и при этом увеличивают количество их обязательств перед сетями. "Рыночных механизмов в торговле мощностью не существует сегодня никаких, - уверен Александр Старченко. - Более того, у нас постоянно растет цена на электроэнергию, хотя объективных предпосылок для этого нет, и прежде всего нет такого существенного роста потребления, который мог бы оправдать повышение цен".

Еще один нерешенный за годы реформы вопрос: кто, как и по каким принципам должен управлять энергосистемой. Например, до сих пор нет объективных критериев оценки действий системного оператора. "Мне, как потребителю, хотелось бы, чтобы система была независимой, а это значит, что должны быть прописаны принципы действия регулятора, которые были бы прозрачны и всем понятны. Реформа все это подразумевала, но на практике ничего не получилось".

По данным НП "Сообщество потребителей энергии", общий объем инвестиций в сети за 10 лет превысил 2 трлн рублей при стоимости основных фондов 760 млрд рублей. При этом бухгалтерский износ снизился всего на 1%. Подобные данные говорят о том, что назрела острая необходимость формирования системы контроля за расходованием инвестиционных средств естественных монополий в электросетевом комплексе.

Еще одна широко обсуждаемая проблема связана с зонами свободного перетока. "Необходимо объединять зоны свободного перетока, - уверена заместитель начальника управления контроля электроэнергетики ФАС России Елена Цышевская. - У нас единое государство, поэтому должен быть единый рынок с едиными правилами. Нужно хотя бы сократить количество зон до 4. Для оптимального регулирования для начала было бы хорошо даже 8 зон, но оставлять такое количество, которое есть сейчас, дальше просто невозможно".

По мнению экспертов, предпосылки для организации единого рынка электроэнергии ярко возникли на фоне создания Таможенного союза. "Сегодня в российской электроэнергетике остается масса нерешенных проблем, - сокрушается советник президента компании "Евроцемент групп" Виктор Кудрявый. - Государственное регулирование, в частности ценообразование, себя полностью дискредитировало. Рано или поздно обстоятельства вынудят понять, что будущее энергетики будет определять исключительно бизнес. И лучше бы нам это понять как можно раньше, пока мы все не оказались в крайне тяжелом положении".

Экономика Отрасли Энергетика Реформа электроэнергетики