Главный вывод, который озвучил министр иностранных дел Сергей Лавров сразу после завершения неформальных переговоров, - диалог между Москвой и Брюсселем будет продолжен по всем ранее согласованным направлениям. А январский саммит пройдет в намеченные сроки.
На фоне легкомысленного гобелена конца 19 века, изображавшего завтрак пастушек в компании амуров, глава внешнеполитического ведомства РФ сформулировал на пресс-конференции принципы наших дальнейших контактов с Брюсселем. Вопреки мнению отдельных экспертов, утверждавших, что разногласия по Украине подтверждают, что мы с Европой остаемся геополитическими соперниками, Лавров избегал однозначных оценок. Напротив, министр стремился подчеркнуть общие направления, где ЕС и Россия могут продвигаться вперед. Но не скрывал, что внутри единой Европы существуют силы "искусственно тормозящие развитие диалога между Москвой и Брюсселем". На вопрос, в каких отношениях мы находимся с Евросоюзом на данном этапе, министр дал однозначный ответ - мы стратегические партнеры.
Вопреки прогнозам, что встреча министров иностранных дел 28 европейских государств с Лавровым превратится в обмен упреками по поводу событий на Украине, этого в целом не произошло. Но дискуссия по Украине состоялась. Она не могла не состояться. Как сообщил источник "РГ", на встрече в Брюсселе ее европейские участники неоднократно утверждали, что украинские власти не прислушиваются к мнению десятков тысяч участников Евромайдана. В свою очередь, глава МИД РФ напомнил о миллионах французов, выходивших на демонстрации протеста против легализации в стране однополых браков. "Не вы ли говорили о том, что улица не может диктовать", - обратился Лавров к французскому министру Лорану Фабиусу. Возражать тому было нечего - власти Франции проигнорировали мнение сограждан и приняли спорный закон.
В этом году перечень поднятых на министерской встрече в Брюсселе тем оказался не менее широким, чем обычно. К традиционной повестке дня, включающей визовую и экономическую проблематику, добавились геополитические вопросы. "Мы договорились о том, что любые проекты в отношении стран, не входящих в Евросоюз и другие аналогичные союзы, не должны использоваться для навязывания этим государствам тех или иных решений", - пояснил Лавров. По его словам, европейские партнеры согласились с таким подходом. "Ставить эти еще не определившиеся страны перед искусственным выбором неправомерно", - добавил министр.
Трудно сказать, в какой степени эти устные договоренности, достигнутые в Брюсселе, будут соблюдать отвечающие за экономическое направление европейские институты. В отличие от представителей Еврокомиссии, твердо отказавшихся вести диалог об условиях ассоциации Украины с ЕС в трехстороннем, с участием России, формате, участники министерской встречи не были столь категоричными. По словам Лаврова, "есть немало стран, которые согласны с тем, что возникшие проблемы можно обсуждать с участием Москвы".
Пока же в отношении Киева звучат ультиматумы, которые сводятся к одному: существующий договор об ассоциации Украины с Евросоюзом пересмотру не подлежит. Как ранее заявил один из высокопоставленных представителей Еврокомиссии, предложив Киеву подписать договор об ассоциации, Европа сделала украинцам подарок, который те не оценили.
"Я поинтересовался у европейских коллег, сколько всего договоров об ассоциации с ЕС было подписано?", - припомнил детали состоявшихся переговоров Лавров. Те, по его словам, в ответ засмущались. Оказалось, что такой договор существует только один. Хотя попытки заключить аналогичные соглашения предпринимались Брюсселем неоднократно, в том числе, в Латинской Америке. Причины европейского фиаско заключались в условиях, на которых Евросоюз стремился подписать документы: "Они хотели получить беспрепятственный доступ на чужие рынки в ситуации, когда ЕС на голову превосходил по экономической мощи своих партнеров".
Не в этом ли причина того, что все соглашения об ассоциации с Евросоюзом готовились в тайне - от стран, которые хотели стать партнерами единой Европы в Еврокомиссии требовали строгого соблюдения конфиденциальности. И только после того, как договор был парафирован, его содержание становилось известным. Однако изменить текст документа на этом этапе уже было невозможно.
Отвечая на вопрос "РГ", как объяснили европейские министры иностранных дел присутствие на Майдане в Киеве многочисленных действующих и отставных политиков ЕС, выступающих в поддержку оппозиции, Лавров подтвердил, что обсуждал эту ситуацию с коллегами.
"Я на примерах показал им, как мы себя ведем, и как ведут себя политики, предлагающие Украине так называемый "свободный выбор, но только в пользу Европы", - рассказал о деталях состоявшейся дискуссии министр. По его словам, утверждение, что Россия не хочет сотрудничать с Европой - "это ложный намек". Создание Таможенного союза и Евразийского экономического союза, куда Москва приглашает Киев, поднимет конкурентоспособность участвующих в нем государств до уровня, при котором экономическое сотрудничество с Европой не будет происходить на кабальных условиях. "Осуществлять такое сотрудничество с заведомо проигрышных позиций безответственно", - добавил глава МИД РФ.
Ответил Лавров на вопрос о том, насколько справедливы обвинения в адрес Москвы министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта. Тот утверждал, что в России неверно преподносят содержание договора об ассоциации между ЕС и Украиной. "На нашей министерской встрече Бильдт ничего подобного не говорил", - миролюбиво заметил глава МИД РФ, назвав шведа своим старым другом. Но тут же добавил, что считает "непрофессиональными попытки интерпретировать любые экономические шаги России в отношении соседей, как давление". "Все наши действия завязаны на интересы российской экономики", - пояснил министр.
И все же, несмотря на широкий спектр обсужденных в Брюсселе вопросов, осталось не ясным, готов ли Евросоюз к практической реализации ранее намеченных с Россией программ. Таких, например, как подписание уже подготовленного соглашения о дополнительной либерализации визового режима (этот документ расширяет категории граждан, которые пользуются упрощенным визовым режимом - от "РГ") или возобновление работы над новым базовым соглашением между Москвой и Брюсселем.
Однозначного ответа на вопрос о том, как Россия и Евросоюз будут жить дальше на общем европейском континенте, на министерской встрече не прозвучало. Лавров вновь предложил европейским партнерам отказаться от логики холодной войны - "кто не с нами , тот против нас". И придерживаться принципов единой и неделимой безопасности, которая не может осуществляться за счет кого бы то ни было. Выбор за Брюсселем. Многое прояснится на январском саммите Россия-Евросоюз. По данным источника "РГ", на этой встрече могут быть подписаны несколько уже подготовленных ранее соглашений, включая документы, выводящие на финишную прямую соглашение о безвизовом режиме между ЕС и Россией. Если, конечно, европейское руководство вновь не найдет повод придержать эти договоры в качестве козыря для будущих встреч на высшем уровне.