Почему вообще на нашем продовольственном рынке появилось тропическое масло? Да вот именно потому, что это - рынок, а продукты, изготовленные с использованием пальмового масла, обходятся производителю вдвое дешевле. Кроме того в законе нет четкого разграничения между пищевым пальмовым маслом и техническим. Государство как будто само подталкивает недобросовестного предпринимателя к изготовлению фальсификата. И надо обладать недюжинной порядочностью, чтобы устоять перед таким соблазном. В июле этого года в подмосковных Люберцах полиция накрыла подпольный цех, все производство которого заключалось в том, чтобы расфасовать пальмовое масло и наклеить красивые этикетки известных и дорогостоящих брендов.
Сюжет об этой удачной операции показали по телевизору, и публика вновь услышала о холдинге "ЭФКО", крупнейшем российском импортере пальмового масла. Люберецкие мошенники облюбовали продукцию холдинга для изготовления подделок. Но ранее и предприятие самого холдинга "ЭФКО" попалось на изготовлении фальсификата.
В июне 2012 года индивидуальный предприниматель Юрий Алексеев приобрел у "ЭФКО" заменитель молочного жира (ЗМЖ). Но сколько он не бился над изготовлением собственного продукта, нужного качества не получал. И тут Алексеев решил проверить компоненты. По заявлению ИП Алексеева в Анапский ЛО МВД России на транспорте, сотрудниками этого отдела на предприятии "ЭФКО" были изъяты образцы пальмового масла, ЗМЖ и жиров растительных. И все они оказались чистейшим пальмовым маслом, прямое использование которого в молочных продуктах запрещено Техническим регламентом. Предприниматель обратился в правоохранительные органы, но дело было спущено на тормозах. Можно предположить, что Алексеев не единственный клиент "ЭФКО", которому под маркой ЗМЖ продали пальмовое масло. Но, может быть, остальных покупателей это устраивает?
Позволим себе маленький экскурс в прошлое и вспомним советский лимонад дюшес и бутылочное жигулевское пиво. Лимонад мог быть теплым, пива вообще могло не быть, но и то и другое разливали в специальные пол-литровые бутылки, предназначенные только для пищевых продуктов и ни для чего другого. И если вы приносили в пункт приема стеклотары бутылки из-под пива, лимонада и скипидара, то последние безжалостно отбраковывались приемщицей, потому что чуть ниже горлышка на таких бутылках был тоненький ободок, свидетельствующий, что этот сосуд предназначен только для технических жидкостей. А теперь представьте, что вы покупаете молоко, разлитое в канистры из-под солярки. Или йогурт в бутылках из-под машинного масла.
На самом деле ничего фантастического в такой картине нет. Канистры и промасленные бутылки в продуктовых магазинах, конечно, не стоят, но сырье для молочных продуктов перевозили в цистернах из-под нефтепродуктов. Из морского порта Тамань Краснодарского края. Холдингом под названием "ЭФКО". Причем в порту Тамань был сначала выявлен один факт перевозки, а затем при проверке прокуратуры были установлены еще 26 цистерн, в которых ранее перевозился бензин, а затем стали перевозить пищевые продукты.
Традиция перевозить пищевые растительные масла в железнодорожных цистернах, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, зародилась еще в советские времена. Но тогда предприятия масложировой отрасли были сплошь государственными, и спросить с государства за вред, который оно наносило советскому человеку, было практически невозможно.
Теперь же подавляющее большинство таких предприятий находится в частных руках, но иммунитет на действия Роспотребнадзора, видимо, передался им по наследству. Особенно странно это выглядит на фоне показательно принципиальной позиции наших контролирующих органов в отношении украинских или литовских товаров. Экспортеров, конечно, следует проверять, но российские производители могут творить такое, на что не отважится ни один экспортер. Видимо, где-то в подвалах Роспотребнадзора висит секретный рубильник, который позволяет отключать принципиальность этого солидного органа.
Вот два письма, подписанных руководителем одного из подразделений Роспотребнадзора Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту Юрием Артеменковым. В первом, от 14 декабря 2007 года, говорится, что санитарные паспорта на перевозку подсолнечного масла выдаются только на предназначенные для этих целей цистерны, так как перевозка продуктов питания в емкостях, уже перевозивших опасные грузы, к которым относятся и нефтепродукты, запрещена.
Но не прошло и двух недель и в следующем письме от 26 декабря тот же Артеменков пишет, что "учитывая факт дефицита специализированных цистерн для перевозки растительных масел", санитарным врачам дано разрешение на выдачу санитарно-гигиенических паспортов на цистерны для светлых нефтепродуктов. Ну да, конечно, светлые нефтепродукты - это ж гораздо съедобнее, чем темные. Это ж как то же пиво. Бывает темное, а бывает светлое. И логичнее было бы, "учитывая факт дефицита цистерн", обязать возить масло, например, автомобильным транспортом. Это, конечно, дороже, но разве проблемы бизнеса должны волновать государственного служащего Артеменкова? И если они его все-таки беспокоят, то в чем причина такого трогательного сочувствия?
А как быть с исследованиями ученых, согласно которым продукты питания необходимо перевозить в цистернах из нержавеющей стали. Потому что, например, рапсовое и кокосовое масла агрессивно воздействуют на металл, из которого изготовлены цистерны для нефтепродуктов. Он окисляется, образуя трехвалентное железо, которое, откладываясь в организме, вызывает мышечную анемию.
Впрочем, сегодня такие разрешительные письма Роспотребнадзора неактуальны. С 2011 года санитарно-гигиенические паспорта отменены федеральным законом, а за санитарное состояние цистерн отвечает перевозчик. Что в принципе является профанацией, так как владельцем цистерн этот перевозчик, как правило, не является, а в свое распоряжение получает уже загруженную емкость, проверить которую невозможно.
Безнаказанность только увеличивает аппетиты предпринимателей. Ряд крупнейших производителей масложировой продукции стали использовать для транспортировки растительных масел не только железнодорожные цистерны, предназначенные для перевозки светлых нефтепродуктов, но и цистерны, которые ранее перевозили и темные, и вязкие нефтепродукты, и даже битум. Это подтверждается материалами проверок, которые проводились в ноябре-декабре прошлого года Белгородской, Воронежской и Московской межрегиональной транспортными прокуратурами. Только воронежским транспортным прокурором выявлено 63 случая нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при перевозке растительных масел.
Этими же проверками установлено, что из 111 цистерн, составлявших парк ОАО "ЭФКО", а это предприятие является одним из пяти ведущих производителей подсолнечного масла в России, только 24 цистерны конструктивно предназначены для перевозки пищевых продуктов, а в 26 цистернах ранее перевозили опасные грузы - нефтепродукты. Использование таких цистерн категорически запрещено санитарными правилами и нормами.
Сколько тысяч тонн опасного масла было перевезено ОАО "ЭФКО", никто не знает. А ведь эта фирма поставляет свою продукцию не только отечественным производителям, но и за рубеж, например, в Казахстан, на предприятия международных холдингов "Каргилл" и "Юнилевер".
Перечень изготавливаемой продукции настолько широк, что ее потребителем может стать любой житель России независимо от возраста и материального положения. Заинтересованные лица, конечно же, будут отрицать причинно-следственную связь между тропическим маслом, перевезенным в цистерне из-под солярки, и, например, ростом онкологических заболеваний или бесплодием. Таких исследований нет, и вряд ли они когда-либо появятся, так как применение растительных масел в пищевой промышленности слишком широко. Но разве человеку требуются какие-либо научные исследования для того, чтобы не пить из лужи, не есть с земли или не мазать на хлеб масло вперемешку с битумом. Даже если светлые нефтепродукты каким-то чудом окажутся безвредны, разве кто-нибудь станет употреблять их в пищу. А если производители, то же ОАО "ЭФКО", так уверены в своей правоте, то почему они не пишут крупными буквами на упаковках своего майонеза, что он изготовлен из сырья, перевозившегося в цистернах из-под нефти.
Представители Ассоциации производителей масложировой продукции говорят, что переоснащение имеющегося парка железнодорожных цистерн из низколегированной стали стоимостью 2,2 млн рублей каждая на цистерны с котлами из пищевой нержавеющей стали стоимостью 6 млн рублей снизит конкурентоспособность отечественной масложировой продукции, приведет к повышению розничных цен и нарушит условия справедливой конкуренции. Эти деятели, видимо, забыли, что конечная цель любой экономики не коммерсант с его интересами и предпочтениями, а потребитель. И если производитель масложировой продукции может удержаться на рынке, только ухватившись за перемазанную в битуме цистерну, то может ему и не место в этой отрасли. Есть масса других занятий, не имеющих отношения к продуктам питания, а, стало быть, и не требующих особенной щепетильности.
Жадность, однако, вопреки известной поговорке никак не может сгубить непотопляемый холдинг "ЭФКО". Так, в судебном заседании Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа представитель ООО "ЭФКО Пищевые ингредиенты" заявил, что, по их мнению, само по себе использование цистерн для перевозки пальмового масла после перевозки в этих же цистернах нефтепродуктов не является нарушением норм и правил.
И формально он прав. Проблема - не только в недобросовестных бизнесменах, которые по самой своей природе способны оперировать только в категориях прибыли и физически не способны оценивать ситуацию с позиции нравственности. И пока законодатель не устранит пробелы в нормативном регулировании процесса производства, хранения и перевозки продуктов питания, наш бутерброд так и будет падать битумом вниз.
А когда появится четкий закон, то его исполнение можно требовать с контролирующих органов. А там и предприниматели станут очень внимательны к своим потребителям. Потому что деньги - это, конечно, хорошо. Но свобода всегда стоит дороже.