Новости

17.12.2013 00:26
Рубрика: Общество

Возвращение блудного бонуса

Все больше компаний предлагают сотрудникам неденежное поощрение
В каждой третьей компании сотрудники получат подарки к нынешнему Новому году. Детей работников сюрпризами от Деда Мороза побалует 53% работодателей. Примерно столько же организаций традиционно устраивают праздничный корпоратив, считая неденежное поощрение важным для поддержания доброжелательной атмосферы на работе. Только 18% организаций считают излишним проявлять дружеское расположение к сотрудникам, сообщил Исследовательский центр портала Superjob.ru.

Самый необычный рождественский подарок со стороны компании мне довелось видеть во время давней, в середине 90-х годов, командировки на Омский нефтеперерабатывающий завод. Тогдашний директор с гордостью продемонстрировал корреспонденту "гусиное озеро". В подсобном хозяйстве завода помимо фермы с коровами и собственного сыроваренного заводика был искусственный пруд. Каждую весну за счет завода закупалось несколько сотен гусят, их выпускали на пруд, заботились, откармливали. И под Новый год каждый работник от уборщицы и до самого директора получал от завода подарок - рождественского гуся. Заводчане директора боготворили.

Я тогда, собирая материал для статьи, много с кем на заводе говорила и четко уловила настроение рабочего люда. Тогда бизнес всеми правдами и неправдами активно избавлялся от "социалки" - детских садов, ведомственных поликлиник и пионерских лагерей, от жилого фонда и всяких других "пряников" для персонала. Государство этот подход активно поощряло. На этом фоне директор омского завода, сохраняющий сугубо "социалистические" принципы подхода к персоналу, выглядел белой вороной.

Спустя двадцать лет принцип "работодатель обязан только платить - все остальное его волновать не должно" в нашей стране пусть и без громких заявлений, но признали ошибочным. Теперь, наоборот, внедряют в умы понятие "социально ответственный бизнес". Но, прямо скажем, разрушить было куда легче, чем теперь повернуть вспять. Средства, высвободившиеся у предприятий в результате сокращения соцрасходов, пошли скорее всего на укрепление благосостояния высшего менеджмента, а не на повышение зарплат рядовым сотрудникам или модернизацию производства.

Между тем в развитых странах "укрепление" коллектива нефинансовыми методами - общекорпоративная культура. Известен "крайний" японский вариант, когда компании требуют от работников полной лояльности (здесь не принято менять работу, увольнения редкость). Взамен сотрудники получают гарантии медленного, но верного карьерного роста и полную социальную защищенность от медицинской страховки до помощи в приобретении жилья. Но и в Европе, и в США, где работники чувствуют себя более свободными, принято "закреплять" персонал нематериальными стимулами, заботиться о дружелюбной атмосфере и создании неформальных отношений в коллективе.

На маленьком частном заводе под Мюнхеном, где собирают всевозможные электронные детали для более крупных заказчиков, регулярно устраивают выезды на природу с традиционным для немцев морем пива и колбасками. На более значимые бонусы, правда, хозяева не тратятся. В крупных компаниях "соцпакет" обычно более впечатляющ. Например, в штаб-квартире Google в Нью-Йорке каждый сотрудник, даже только-только принятый на работу, имеет право на бесплатный завтрак и обед, клубную карту в фитнес-клуб с бассейном и... опять же регулярные неформальные посиделки с легким алкоголем. Медицинская и пенсионная страховка за счет компании - это вообще норма жизни: во многих странах это закреплено законодательно.

В нашей стране многие работодатели не считают, что сотрудников необходимо поощрять. Главным "стимулом" для работников, особенно после кризиса 2008 - 2009 годов, был риск увольнения. Тем не менее по результатам опросов на сегодняшний день 60 процентов компаний вновь увеличили состав предлагаемого работникам соцпакета, доведя его фактически до состояния докризисных времен. И хотя порядка 90 процентов респондентов называют главным стимулом для успешной работы адекватную зарплату, наличие полноценного соцпакета, говорят эксперты, зачастую играет решающую роль при решении о трудоустройстве.

Что может входить в соцпакет
  • доплата до среднего заработка при оплате больничных и отпуска по беременности и родам;
  • бесплатное (льготное) питание;
  • полис добровольного медицинского страхования;
  • дополнительное (негосударственное) пенсионное страхование;
  • проездные на общественный транспорт;
  • новогодние детские подарки, билеты на елки;
  • путевки в детские лагеря, санатории, дома отдыха;
  • оплата детских садов;
  • материальная помощь, беспроцентные займы, в том числе для приобретения жилья;
  • оплата найма жилья, коммунальных услуг;
  • клубные карты в фитнес-центры, бассейны.

Кстати

В минэкономразвития рассматривают предложение Ростуризма ввести налоговые льготы на расходы предприятий, связанные с отдыхом сотрудников. А самих сотрудников освободить от уплаты подоходного налога со стоимости путевки, предоставленной работодателем. Как уже сообщала "РГ", в Ростуризме предлагают разрешить предприятиям закупать путевки российских здравниц, относя эти расходы на затраты предприятия. Сейчас приобретение путевок для сотрудников возможно только за счет прибыли предприятия.

Общество Соцсфера Социология Рынок труда Новый год