Новости

17.12.2013 00:43
Рубрика: Экономика

Разрыв растет

Нескольким регионам потребуется неотложная финансовая помощь
Мордовия, Костромская, Белгородская, Вологодская и Астраханская области, а также Осетия к 2015 году могут оказаться перед дефолтом. Их долги достигнут 100% собственных доходов. Такой прогноз содержится в новом исследовании Standard&Poor s. По мнению экспертов рейтингового агентства, эти субъекты РФ могут уже в ближайшем будущем столкнуться с рисками рефинансирования. Ожидается, что через два года совокупный прямой долг российских регионов и муниципалитетов превысит 3 трлн рублей. Уже сейчас больше половины регионов можно отнести к слабым, которые не в состоянии свести расходы с доходами.

Как рассказали журналистам аналитики S&P, финансовые показатели субъектов РФ ухудшились в результате серьезного роста расходов. Последние данные об исполнении бюджета, опубликованные минфином 1 октября, это подтверждают.

Основную причину плачевной экономической ситуации в регионах эксперты связывают с решением федерального правительства о повышении зарплаты бюджетникам. По оценкам S&P, уже в следующем году выполнение указов президента по поддержке работников сфер образования, здравоохранения и культуры приведет к увеличению текущих расходов местных органов власти в среднем на 7%. Так, в 8-10 регионах доля социальных выплат может превысить 50% всех текущих расходов. В результате объем дополнительных расходов может составить в общей сложности 1,6 - 1,7 трлн рублей по итогам 2013-2015 гг.

В связи с этим ожидается, что в следующем году расходы территорий превысят прогнозные значения минфина на 500 млрд рублей, а в 2015 году - уже на 700 млрд. Между тем в бюджетном комитете Госдумы еще до принятия основного финансового документа подсчитали, что в ближайшие год-два "дыра" в региональных бюджетах составит около 2 трлн рублей. Территориям не стоит особенно рассчитывать на помощь из столицы, так как объем федеральных обязательств неуклонно растет. В то же время эксперты успокаивают: регионального дефолта Москва не допустит.

Все больше растет разрыв между сильными и слабыми регионами, причем в ближайшие годы он может увеличиться еще сильнее, предупреждают эксперты S&P. Муниципалитеты с низкими доходами уже сократили все, что было возможно урезать. О возможности развиваться говорить в такой ситуации не приходится. Поэтому регионам, как бы они ни хотели, все чаще придется обращаться за бюджетными кредитами. Если в этом году планировалось, что на такие заимствования придется 75 млрд рублей, по факту получается в два раза больше - 150 млрд.

Другой палочкой-выручалочкой традиционно становятся субсидии, объем межбюджетных трансфертов достаточно большой, всего насчитывается около 140 различных видов. Однако регионам стоит учитывать, что целиком полагаться на федеральную помощь не стоит. Так, в 2013 г. "под нож" пошли в первую очередь субсидии, особенно инвестиционные. "Если все трансферты регионам сократились на 15%, то субсидии - на треть, в том числе инвестиционные субсидии на капитальное строительство - на 42%, - поясняет директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич.

С другой стороны, по ее словам, в этом году на 8% выросли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Еще больше - на 39% - выросли дотации на сбалансированность, которыми федеральные власти затыкают дыры в бюджетах регионов, распределяя средства без прозрачных критериев. В 2013 году эта практика расширилась: дотации на сбалансированность получили более 70 регионов, за исключением десятка самых богатых регионов-"доноров", в то время как в 2012 году регионов-получателей было около 50. Речь идет о значительных суммах, распределяемых в режиме "ручного управления": объем дотаций на сбалансированность всего лишь в четыре раза ниже объема дотаций на выравнивание, намного более прозрачных и рассчитываемых по формуле.

Слабую надежду регионам дала новость о готовящемся перечне поручений к администрации президента и правительству, среди которых может оказаться и проект перераспределения части налогов в пользу местных бюджетов. Однако, как считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, реальных источников увеличения налоговых доходов территорий на самом деле не так много. "Рассчитывать на то, что доходы местных бюджетов могут существенно увеличиться от изменений в системе земельно-имущественных налогов, не приходится, - считает эксперт. - В последнее время поступления от таких местных налогов, как земельный, составляют около четырех процентов, а на имущество физических лиц - лишь около полпроцента от всех собственных доходов местных бюджетов".

Регионам теперь разрешено занимать на внешних рынках, однако они не особенно стремятся обращаться за помощью извне, предпочитая федеральные кредиты. В S&P полагают, что их объем не уменьшится, как предполагается в федеральном бюджете на 2014-2016 гг. В этом году правительство уже увеличило объем бюджетных кредитов больше, чем планировалось ранее, - на 50 млрд рублей. Среди крупнейших получателей - Татарстан, Краснодарский край и Москва. Причем столица в кредитах особо не нуждается. Как отмечают эксперты, по итогам 2013 года бюджетный профицит Москвы должен составить около 400 млрд рублей.

Кстати

Среди тех, кого S&P выделил, несмотря на сложные экономические условия, - Башкортостан и Новосибирск, которым недавно был повышен рейтинг. Также пересмотрен прогноз по рейтингам Самарской области на "Позитивный".

Экономика Экономика Казна Бюджеты регионов Дотации для региональных бюджетов