Нижегородская область может стать центром логистики к 2020 году

Нижегородская область к 2020 году намерена стать одним из центров логистики страны.

Обсуждению путей развития сектора логистики и транспорта был посвящен круглый стол "Развитие транспортно-логистической инфраструктуры как составляющей экономического потенциала ПФО", проведенный в рамках форума "ВолгаТрансЛогистика-2013".

- На сегодня более 140 стран ближнего и дальнего зарубежья являются торговыми партнерами Нижегородской области, - сказал директор департамента транспорта Нижегородской области Александр Зубарев. - Регион зарекомендовал себя как один из крупнейших индустриальных центров страны. В формировании совокупного валового внутреннего продукта доля Нижегородской области составляет 1,7 процента. У нас исторически сформировался комплексный транспортный узел.

В области более 12 тысяч километров автомобильных дорог с плотностью движения транспорта в 2 раза выше, чем в среднем по России. Железнодорожных путей в Нижегородской области 1300 километров при плотности общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня. Благодаря географическому расположению на слиянии двух крупных рек в регионе есть еще и речной грузовой узел, и пассажирский порт, всего около 900 километров внутренних водных путей. В последние годы активно развивается и нижегородский международный аэропорт.

Но есть и ряд проблем, ограничивающих возможности реализации потенциала. Самые острые из них - это перегруженность автотранспортной системы города, ограниченный доступ в северные районы области из центра, а также то, что развитие аэропорта намного опережает создание инфраструктуры грузовых и пассажирских перевозок из воздушной гавани.

Участники круглого стола решили, что развитие региона в секторе логистики во многом зависит от того, с кем сейчас Нижегородская область конкурирует в данной сфере. По этому вопросу мнения специалистов разошлись.

Так, Александр Зубарев уверен, что главные конкуренты Нижегородской области - Москва и Санкт-Петербург, регионы, через которые проходит основная масса товаропотока центральной части России. А вот председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты России Олег Дунаев считает, что Нижний Москве не соперник.

- Объемы логистики Москвы и Нижнего Новгорода несравнимы, поэтому столица если и конкурент, то не тот, на которого необходимо обращать внимание в первую очередь, - сказал Олег Дунаев. - Конкуренты нашего региона - Татарстан, Самарская, Калужская области. Я считаю, что Нижегородская область смогла бы быть логистическим хабом Москвы и московского региона, распределяющим потоки товаров, услуг, финансовых средств. С одной стороны, близость с Москвой для нижегородского региона - это плюс, но в этом же и минус - область не может развиваться в виде крупной агломерации, как это делают, к примеру, Екатеринбург и Самара.

Олег Дунаев отметил, что и географическое, и экономическое положение Нижегородской области весьма выгодно с логистической точки зрения, необходимо только определить правильный путь развития. Исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации Александр Лисин разделяет мнение Олега Дунаева.

- Нижегородский регион очень удобен в плане логистики, не забывайте, что именно Нижний Новгород в XIX веке исполнял роль одного из важнейших логистических центров России, - сказал Александр Лисин. - Дороги московского региона перегружены, а в Нижнем Новгороде многие грузы можно перемещать на смежные виды транспорта, освобождая автомагистрали от громоздких фур.

Исполнительный директор международного аэропорта Нижний Новгород (МАНН) Александр Синельников познакомил коллег с планами модернизации аэропорта.

Уже в 2015 году планируется сдать первую очередь нового пассажирского терминала площадью 27 тысяч квадратных метров. Терминал оборудуют четырьмя телескопическими трапами. Его пропускная способность составит 960 пассажиров в час (сейчас - 350 пассажиров в час). Стоимость проекта составляет 2,7 миллиарда рублей. Следующий этап, который по плану необходимо завершить до 2016 года, расширит площадь терминала аэропорта еще на пять тысяч квадратных метров. На площади свыше 170 гектаров построят логистический центр, грузовой терминал, железнодорожные пути и станцию, подъездную дорогу и стоянку грузового транспорта.

Справка "РГ"

Логистический хаб - это крупный логистический центр, инфраструктура которого разнообразна и часто включает в себя не только склады, но и производственные помещения для обработки или подготовки к перевозке товаров, ремонтные мастерские для грузового автотранспорта, железнодорожный или речной грузовой терминал, таможню и прочие элементы, необходимые для организации бесперебойного грузопотока.