Новости

17.12.2013 00:47
Рубрика: Экономика

Вагончик тронется

Стратегия развития транспортного машиностроения на период до 2030 года решит все проблемы отрасли
Железнодорожный транспорт Российской Федерации является инфраструктурной основой динамичного развития национальной экономики, повышения качества жизни и экономической активности населения. На его долю приходится более 82% грузооборота всех видов транспорта (исключая трубопроводный транспорт) и около 27% пассажирооборота транспорта общего пользования. О стратегии развития транспортного машиностроения "РБГ" рассказал Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

- На что направлены основные инвестиции в железнодорожном и городском рельсовом транспорте?

- Значительные инвестиции направляются на закупку нового подвижного состава. Сегодня производство подвижного состава и его компонентов формирует 0,22% ВВП России, в нем заняты более 245 тысяч человек, а в 2012 году отраслью было отгружено готовой продукции на 459,9 млрд руб. и перечислено 130,2 млрд рублей налогов в федеральный и региональные бюджеты.

Транспортное машиностроение - отрасль высокого передела, которая обеспечивает высокую добавленную стоимость производимой продукции. При производстве подвижного состава в качестве материалов и комплектующих используется продукция смежных отраслей, обладающая высокой стоимостью. Значимость отрасли особенно стала ощутима в 2000-х годах, в период активного развития экономики и резкого роста спроса на подвижной состав. Ввиду сильной моральной и физической изношенности основных фондов железнодорожный транспорт не мог в полной мере удовлетворить потребности своих заказчиков, и потребовалась значительная поддержка государства, чтобы стабилизировать ситуацию и позволить машиностроительным предприятиям обеспечить выход на рынок новой качественной продукции в необходимых объемах. Сегодня наша страна не может позволить себе повторения подобной ситуации, поэтому государство стало уделять больше внимания состоянию отрасли. Сейчас принимаются различные меры для своевременной модернизации и обновления парка подвижного состава, удовлетворения растущих потребностей пользователей услуг отрасли, а также повышения и поддержания конкурентоспособности отечественной продукции на должном уровне.

- Однако отечественное транспортное машиностроение все еще испытывает ряд проблем.

- Да, в частности, системная проблема транспортного машиностроения России заключается в отсутствии долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав, а на среднесрочную перспективу - в отсутствии возможности конкурировать с зарубежными производителями по экономическим условиям приобретения продукции транспортного машиностроения и в отсутствии отечественного производства высококачественных комплектующих. Для решения системной проблемы отрасли Институт проблем естественных монополий, по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, провел работу по актуализации Стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2030 года. Целью актуализированной стратегии является обеспечение эффективного решения проблемы динамичного развития российского транспортного машиностроения и обеспечение потребностей транспортного комплекса России в экономичной, высокоэффективной технике, а также диверсификация экспортного потенциала страны.

- Какие задачи планируется решить в ходе реализации Стратегии?

- Их немало. Это обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения и условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения. Стратегия предусматривает повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках, развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих и стимулирование эффективного инвестиционного процесса в транспортном машиностроении.

Кроме того, большое внимание уделено совершенствованию кадровой политики в отрасли и обеспечению транспортного машиностроения квалифицированными кадрами. Еще два важных направления - стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава, а также разработка мер по организации системы тяжеловесного движения на сети железных дорог России. В случае решения поставленных задач, помимо прямого эффекта в виде развития российского транспортного машиностроения, будет достигнут и косвенный эффект, заключающийся в развитии различных сфер экономики.

- Что вы имеете в виду?

- В перспективе до 2030 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования, а общая численность производственного персонала отрасли к 2030 году увеличится на 22% по сравнению с аналогичным показателем 2012 года. Кроме того, нельзя не учитывать, что предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.

Налаженный выпуск современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Доля отечественных комплектующих в составе выпускаемой российскими производителями техники достигнет 85%, в то время как по состоянию на 2012 год значение данного показателя составляло только 45%.

- Будут ли улучшены экологические характеристики продукции?

- Да, повышение технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим отрасль почерпнет европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, на долю железнодорожного транспорта приходится значительно меньше выбросов вредных веществ по сравнению с автотранспортом.

- Каких результатов позволит достичь реализация Стратегии?

- В целом ожидаемый результат реализации Стратегии заключается в устойчивом динамичном развитии отрасли и повышении конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.

Экономика Транспорт Железные дороги Экономика Отрасли Промышленность