Проект документа, подготовленного экспертами Роскомнадзора через год после принятия закона о защите детей от вредной информации, выложен для общественного обсуждения на сайте ведомства. Предполагается, что после утверждения этот свод норм и правил станет основой для важнейших решений: какие фильмы, передачи, книги, сайты, картины и другие произведения искусства можно показывать детям, а с какими их лучше познакомить после совершеннолетия.
Как только концепция была опубликована, сразу же поползли слухи. Якобы разные "табу" будут применяться не только к вновь созданным произведениям искусства или массмедиа, но и к классическим шедеврам. Скажем, возникли опасения за судьбу копии статуи Давида в музее имени Пушкина. Эксперты поспешили успокоить: их идеи поняли слишком буквально.
Над концепцией трудились ученые РАО, МГУ, СПбГУ, сотрудники аппарата уполномоченного при президенте по правам детей, педагоги и психологи. Это огромный коллективный труд - 13 глав по сотне страниц каждая, шесть объемистых приложений. Теперь документ надо вычистить от всех шероховатостей, в том числе и на этапе общественного обсуждения.
Концепцию писали уже после того, как был принят закон, чтобы разъяснить его "узкие" места. Из-за этого, рассказывают авторы проекта, приходилось не только давать свои рекомендации, но и вписывать уже утвержденные нормы в научное видение проблемы.
- Документ предназначен для профессионалов: экспертов и производителей мультимедиа продукции, а не для широкой публики, - объяснил руководитель фонда "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Самое главное: там есть четкие критерии, по которым специалисты будут точно определять, что можно показывать детям, а что - нет, а не делать это только по своему вкусу.
Специалисты полторы тысячи страниц исправленной концепции прочтут. Родители, скорее всего, нет. Если только самые дотошные. Поэтому корреспондент "РГ" попросил экспертов газеты коротко сформулировать: что все-таки ребятам знать хорошо, а что - плохо.
Получились пять заветов информационной безопасности детей и подростков. В дополнение к общественно обсуждаемой концепции. Вот они.
1. Без лишнего насилия
Кровь, безусловно, не для детских глаз. Но как рассказать о победе в Великой Отечественной войне и при этом избежать кровавых сцен? И как учить подрастающее поколение отстаивать добро? Ведь иногда это приходится делать не только с кулаками, но и с оружием в руках.
- Даже в русских народных сказках много жестокости, - замечает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - То Колобка лисица съест, то Иванушку Баба-яга на лопате в печь отправляет. Очень важен контекст. В сказках весь сюжет эпоса помогает воспринять насилие. Тем более что в них всегда добро побеждает зло. Другое дело - документальная съемка с поля боя. Таких сцен хрупкая психика маленького человека может не пережить.
Психологи предупреждают: если ребенок один раз случайно увидел несколько жестоких кадров из боевика, ничего страшного не произойдет. Но если подобные сцены он будет смотреть изо дня в день - опасность близка.
2. Обнаженные, но не голые
- Ни в коем случае нельзя допускать детей до жесткой информации, предназначенной исключительно для взрослых, - определил свои ограничения адвокат Шота Горгадзе, специализирующийся на защите несовершеннолетних. - Причем речь идет не только о порнофильмах. Нельзя в дневное и вечернее время пускать в телеэфир фильмы и передачи, где активно эксплуатируется тема секса. Пусть даже только как повод для шуток и с точки зрения картинки там все вроде бы прилично.
С произведениями, где фигурирует обнаженная натура, эксперты намерены быть особенно внимательными: не сделан ли акцент на эротической составляющей. Если на первом месте красота человеческого тела - тогда юным ценителям показывать можно. А если же модель раздели ради ее соблазнительных форм - то не стоит. Впрочем, классику разработчики концепции обещали от ревизий пощадить, оптом признав ее не слишком вредной для детей.
В самой концепции предлагается начинать разговоры с детьми об опасностях занятий проституции с 16 лет. Видимо, с этого же возраста можно постепенно приоткрывать заслон в "клубничную" сферу.
3. Только выше пояса
Тему секса предлагают максимально табуировать. Особенно когда речь идет о каких-либо отклонениях от нормы.
- Можно ли показывать детям фильм, где мальчик целует девочку в щеку? - размышляет Борис Альтшулер. - Тут на самом деле вопрос такой: "А где руки?" Если показан абсолютно дружеский поцелуй, наверное, можно. В другом случае, может, уже и нет. Тут нельзя создать универсальное правило, решение должны принимать эксперты.
А Виктор Панин добавляет:
- Детей надо обязательно защитить от информации о нетрадиционной сексуальной ориентации, причем во всех видах. Наоборот, надо всячески помочь детям осознать свой пол, освоить гендерные поведенческие роли.
Само собой, под запрет попадают и все сетевые ресурсы, где эксплуатируется тема педофилии.
4. Без дури
Еще один запрет - информация о наркотиках. Опрошенные эксперты были единодушны: детям, у которых в силу возраста критическое мышление еще просто не успело сформироваться, рассказывать о них нельзя. Чем меньше будут знать, тем меньше шансов, что захотят попробовать.
То же самое касается темы самоубийств. Ее предлагают до поры до времени вообще не поднимать.
5. Следить и говорить.
- Очень важно, чтобы у родителей был хороший контакт с ребенком, который позволял бы ненавязчиво контролировать, что тот делает в Интернете, смотрит по телевизору, о чем думает и чем интересуется, - советует Шота Горгадзе. - Уже одним таким общением риск того, что ребенок захочет сам познакомиться с запретными для него материалами, будет снижен. А если где-то случайно с чем-то и столкнется, то он придет ко взрослому, чтобы обсудить новую информацию. И тут можно будет спокойно и тактично объяснить, что к чему и как к этому надо относиться.
Оказывается, с научной точки зрения даже мультики "Ну, погоди!" и его американский аналог "Том и Джерри" дошкольникам смотреть не рекомендуется.
- У нас разрушена инфраструктура детства, надо снова вернуть детское информационное пространство, которое 20 лет назад создавала дирекция детских и юношеских программ Гостелерадио, - предлагает Борис Альтшулер. - Ребятам сейчас очень не хватает исключительно добрых сюжетов, положительных героев, совершающих понятные поступки во имя добра. Надо, чтобы звучали хорошие детские стихи, песни. Мы, взрослые, должны предложить юным россиянам субкультуру, в которой им будет легко и естественно расти хорошими, честными, открытыми и добрыми людьми, принять нормы морали, ценности. Хотя описать всю гадость в едином руководстве, по-моему, невозможно в принципе.