Само слово "благотворительность" в особых объяснениях не нуждается: творить благо - что может быть лучше и достойней? Тем более в России с ее традициями. Однако порой благие, казалось бы, порывы и намерения способны вымостить дорогу отнюдь не в рай. Особенно когда к ним примешивается коммерческий интерес, попытка "убить двух зайцев", а то и просто неумение продумывать последствия своих поступков.
ПО ДАННЫМ социологов Фонда "Общественное мнение", больше половины российских граждан (67%) подают милостыню тем, кто просит ее на улицах (и лишь 14% принципиально отказываются это делать). Люди активно откликаются на чужую беду - сдают кровь, собирают вещи для жертв стихийных бедствий и т.д. Во время благотворительного телемарафона в помощь Дальнему Востоку примерно четверть телезрителей сделала собственные пожертвования.
Крупнейшая британская благотворительная организация Charities Aid Foundation (CAF) пару лет назад провела исследование благотворительной активности населения 151 страны на основании данных всемирного опроса компании Gallup, проанализировавшей частную благотворительность 95% населения планеты. В расчет принимали разные формы благотворительности - от денежных пожертвований до волонтерской деятельности. Везде свои традиции: в Литве жертвуют деньги всего 4% граждан, на Мальте - 83%, волонтеров в Камбодже - 2%, а в Туркмении - 61% и т.д. Но "по сумме очков" на первые места вышли Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия, Швейцария и США, где благотворительной деятельностью занималось подавляющее большинство населения. Россия в этом списке заняла 138-е место из 151. Правда, сам принцип построения рейтинга некоторые исследователи подвергали сомнению - например, глава социологической службы "ЦИРКОН" Игорь Задорин отмечал, что очень часто респонденты не "участвуют" в благотворительности, а всего лишь говорят об этом, потому что "так принято".
Бизнес по мере сил тоже участвует в благотворительных акциях. Однако если в США от этой деятельности устранились только 2% всех компаний, то в России - как минимум 30%. Хотя, по подсчетам авторов недавно вышедшей монографии "Благотворительность в России и государственная политика", крупные российские компании тратят на эти цели не менее 79 млрд рублей ежегодно. Каждый второй "кит" отечественного бизнеса имеет собственный благотворительный бюджет и расходует на эти цели от 11 до 17% чистой прибыли ("Газпром", "Сибнефть", банк "Уралсиб", ТНК-ВР, "Альфа-банк" и др.) А известный бизнесмен и меценат Владимир Потанин "потряс умы", завещав все свое состояние не родным детям, а именно на благотворительность. Кстати, Потанин постоянно заостряет внимание на том, что наш Налоговый кодекс не слишком-то способствует бескорыстному меценатству: российским компаниям пока что гораздо более выгодно тратить средства на имиджевую рекламу.
Порой повод для скептических реплик дают и сами бизнесмены. Есть несколько типичных ошибок, которых лучше не совершать, чтобы вместо положительного имиджа не заработать стойкую неприязнь граждан.
- Благотворительность и спонсорство - разные вещи. Но обычные люди этих тонкостей не чувствуют. Им вовсе не нравится, когда компании финансируют разные телешоу или платят миллионы футболистам "своих" клубов, но при этом повышают тарифы и "наживаются" на клиентах.
- Любые благие дела должны иметь четкий адрес. Расплывчатое "мы помогаем детям!" доверия не вызывает - скорее уж напоминает Остапа Бендера с его сбором средств "в пользу сирот".
- Очень часто под видом благотворительности фирмы просто продвигают тот или иной товар: "Купив этот сок/памперсы/мебель, вы поможете детям/больным/ бедным" и т.д. Но человеку нужно качество товара и свобода выбора. Когда фирма вместо этого "давит на совесть", это раздражает.
- Спонсор размещает свой логотип везде. Благотворительность, по нашей традиции, не должна себя излишне пиарить. Когда даже самые необременительные для фирмы акции шумно освещаются в прессе, это многих коробит.
- Частый случай: руководство фирмы в приказном порядке требует от сотрудников, чтобы они приняли участие в благотворительности. Сдали кровь, деньги, вещи, бесплатно отработали "на мероприятии"... Тем самым нарушается главный принцип благотворительности - ее добровольность.
Благотворители нарушают принцип "справедливости" помощи. Например, помогают только людям определенной национальности и конфессии, когда в тяжелых обстоятельствах находятся все (например, после стихийных бедствий), осыпают подарками одних детей и не обращают внимания на других. Кроме прочего, это может усилить и социальную напряженность, стать поводом для конфликтов.
Помощь должна учитывать традиции и обычаи тех, кому она адресована. Махатма Ганди с резкой неприязнью вспоминал английских докторов, которые "из лучших побуждений" пытались накормить его дочь мясным бульоном. Бесцеремонных и навязчивых "колонизаторов" не любят нигде - хоть в жаркой Индии XIX века, хоть в заснеженной Москве XXI.
Но даже те, кто искренне хочет творить добро и делать благо не только лично, но и от имени своей компании, порой попадает в юридические ловушки и расщелины. В большинстве стран, где благотворительная деятельность стала привычной, давно разработаны и законодательные рамки для нее. У нас же, как постоянно твердят эксперты, законодательство на этот счет очень "сырое" и нуждается в систематизации. В нем нет даже многих четких понятий. Что такое "социально незащищенные" граждане, по каким критериям их определять? Могут ли "благополучателями" быть только россияне, или можно помогать лицам без гражданства или людям с паспортами иных стран? Каков правовой статус волонтеров, что им можно доверить, а что нельзя? Масса вопросов возникает у благотоворителей и при общении с налоговыми инспекциями. Иногда, сетуют представители фирм, проще помочь нуждающимся "нелегально" или в частном порядке, чем тонуть в море бумаг и согласований. Не делает ситуацию проще и достаточно запутанная схема финансирования различных благотворительных фондов, порождающая к ним стойкое недоверие в обществе. Впрочем, спасение утопающих - известно чьих рук дело. Рано или поздно они своего добьются. В конце концов, творить добро, равно как и говорить правду, - это и впрямь "легко и приятно".