17.12.2013 23:00
    Поделиться

    Валентина Матвиенко: В 2013 году в семьи устроено более 65 тысяч детей

    "Все мы родом из детства". Эта фраза, произнесенная героем популярной детской книги французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, стала крылатой. Понятно почему: в ней заключена касающаяся каждого из нас мысль о том, что люди вырастают такими, каким было их детство, и обязанность взрослых - наполнить эти годы любовью и радостью.

    Реальность, как все мы знаем, иная: детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в мире много. Немало их и в нашей стране. Основная причина этого - социальное сиротство, когда дети оказываются вне родной семьи при живых родителях. Главные его источники - социально неблагополучные семьи, отказ от новорожденных детей в родильных домах.

    За последние годы немало сделано для этого, чтобы тема социального сиротства перестала быть актуальной и острой в нашей стране. Приняты и осуществляются федеральные законы, направленные на усиление социальной защищенности детей и семей, реализуются майские указы президента Владимира Путина, соответствующие постановления, программы правительства России. Результаты уже есть: уменьшилось количество детских домов, интернатов для детей-сирот, численность находящихся в них детей, сокращается число детей, отцы и матери которых лишены родительских прав, увеличивается число лиц, восстановленных в родительских правах.

    И все же проблем хватает. Сейчас в стране зарегистрировано около 110 тысяч детей-сирот. Это на 16 тысяч меньше, чем в прошлом году, но все равно много. Порядка 85 процентов из них - дети при живых родителях. Таким образом, говорить о коренном улучшении ситуации пока не приходится. Вот почему Координационный совет при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей посвятил свое очередное заседание вопросам профилактики социального сиротства, совершенствованию этого направления работы органов опеки и попечительства.

    В стране зарегистрировано около 110 тысяч детей-сирот. порядка 85 процентов из них - при живых родителях

    Наш главный вывод: приоритетным направлением деятельности этих органов, других государственных структур, занимающихся обеспечением прав ребенка, должна стать профилактика работы с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В ряде регионов поворот в сторону профилактики совершается. Так создание подобных служб начато в Москве во всех 125 районах города. Интересный опыт накоплен в Тамбовской области, Республике Мордовия, ряде других регионов.

    Однако так происходит не везде. Понятно, что финансовые и иные возможности субъектов Российской Федерации не одинаковы. Но ясно и то, что нельзя всерьез рассчитывать на существенное сокращение масштабов социального сиротства, не ставя во главу угла его профилактику. Под эту идеологию надо активно перестраивать и организационную структуру органов опеки и попечительства, и штаты, и нормативные документы, и само содержание работы.

    В течение многих лет в российском обществе доминировало мнение, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - забота исключительно государства. Сейчас настроение людей меняется, все больше детей-сирот находит себе новую семью. И, что особенно приятно, находит ее у себя на родине, в России. По предварительным данным, в 2013 году в семьи будет устроено более 65 тысяч детей, что почти на 7 процентов выше, чем в прошлом году. Это пока не перелом, но то, что в обществе происходит позитивный поворот, - несомненно. Хочу подчеркнуть большую работу, которую проводят региональные органы власти, чтобы стимулировать, закрепить, поддержать этот процесс. Отмечу положительный опыт Пермского края, где 94 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в семьях.

    Вместе с тем кое-где на местах усыновление воспринято как инициированная сверху очередная кампания, а потому главное здесь - предоставление хорошей отчетности. Хочу еще раз подчеркнуть: усыновление - не мода, а всесторонне продуманная политика государства, цель которой - обеспечить благополучное детство всем детям, которые по тем или иным причинам оказались его лишены. Обеспечить реально, а не для "галочки". Поэтому во всех без исключения субъектах РФ должна быть сформирована эффективная систем подготовки и комплексного сопровождения приемных семей. Государство, общество должны понимать мотивацию замещающих или приемных семей, знать, как там живется детям, помогать им в необходимых случаях.

    Как и мои коллеги по Координационному совету, я убеждена, что изымание ребенка из родной, кровной семьи должно быть исключительной, крайней мерой. Только такой подход отвечает традициям, культуре, этике российской семьи, в основе которой лежит прочная привязанность, глубокая любовь родителей и детей. Из этого и должны исходить органы опеки и попечительства, суды, рассматривая дела по лишению родительских прав и изыманию детей из семьи. Чтобы правоприменительная практика в этом очень сложном, тонком вопросе была понятной и единообразной, необходимо ускорить внесение в Семейный кодекс, другие законы положений, которые бы четко определяли особенности социально опасной семьи, а также признаки ситуации, в которой изъятие ребенка из семьи становится неизбежным. Пока этого не сделаем, будет сохраняться риск необоснованного вмешательства органов власти в жизнь семьи.

    Так сложилось, что профилактикой социального неблагополучия семей, защитой прав и интересов ребенка у нас занимаются органы не только опеки и попечительства, но и образования, здравоохранения, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас по стране это более 3 тысяч учреждений разного профиля и различной ведомственной принадлежности. Несмотря на попытки строго разграничить зоны ответственности, компетенцию всех органов, структур, занимающихся детьми, добиться этого не удается. Тем более важно найти пути решения проблемы. К 1 июля 2014 года должна быть подготовлена правительственная Концепция государственной семейной политики. На мой взгляд, в ходе ее подготовки стоило бы рассмотреть целесообразность создания в рамках одного из действующих федеральных органов исполнительной власти структуры, которая бы ведала разработкой и осуществлением государственной политики по всем вопросам, связанным с социальным сиротством, опекой и попечительством.

    Современная семья отличается от семей, в которых росли наши дедушки, бабушки, родители, да и мы сами. И все же, несмотря на все изменения, традиционная, а я бы сказала, - классическая семья, которая сложилась на протяжении всей истории, остается биологической, социальной, духовной основой человечества.

    Надежная защита прав и интересов детей, преодоление масштабного социального сиротства - цели, которые достижимы только при активном участии в этой работе средств массовой информации, бизнеса, благотворительных организаций. Что в свою очередь требует дальнейших шагов государства, направленных на стимулирование деятельности институтов гражданского общества в сфере детства. Мы запаздываем с разработкой и осуществлением таких мер. Между тем, они жизненно важны, ведь действительно благополучная Россия - это такая страна, где все ее граждане родом из благополучного детства.

    Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru.

    Поделиться