Не знаю, как с остальным, а скамейки нам точно пригодятся. Дальше "Переезд", "Хризалис", "Единица информации", Сalcio и "Скульптура". С этой "Скульптурой" настоящая засада. Автор Игорь Шелковский не прислал к ней аннотацию. Хорошо, если удастся незаметно прошмыгнуть мимо. А вдруг кто-то остановится и задаст вопрос, что значит эта ржавая железная фигура с крестом вместо головы. Можно, конечно, что-нибудь придумать. Но это уже будет мое собственное мнение, а не посыл автора. Врать не хочется. Хотя уж лучше так, чем стоять и мямлить про отсутствие какой-то там аннотации. Вообще эти вопросы страшная вещь. Боюсь их до чертиков. Вернее, не самих вопросов, а того, что придется мямлить. Надо повторить текст на дорожку.
Собираясь, случайно роняю духи - нервничаю немного. От грохота просыпаются соседки. "Чего ты так рано? Воскресенье же", - раздается недовольный заспанный голос. Наспех закидываю в сумку планшет. Бегу к автобусу. Уф, успела.
Можно было, конечно, записаться на экскурсию в будний день. Но я, честно говоря, проспала эту возможность. Факультет участвует в проведении Московского биеннале современного искусства. Наш внутренний дворик почти на месяц становится площадкой специального проекта "МедиаДвор". Событие из ряда вон выходящее. Но когда ты на четвертом курсе, пишешь диплом и параллельно ищешь квартиру, работу и смысл жизни, можно пропустить даже такое. О том, что alma mater теперь храм не только науки, но и современного творчества, к своему стыду, узнала случайно на основной площадке биеннале - в Манеже. А узнав, со всех ног кинулась записываться в добровольцы на проведение экскурсий. Свободное место осталось только в воскресенье. Зато погода хорошая. Свежо, солнечно - красота! Только посетителей нет. Уже без пяти двенадцать, а во дворе я все еще одна. Хоть бы, думаю, пришел кто. Пусть даже и с каверзными вопросами.
Через двадцать минут моих призывных поглядываний вдаль на пороге двора появилась группа студентов. То, что надо: есть на кого расточать свое красноречие. Про все рассказала. И про "Ячейки времени" - запертые на ключ кирпичи, символизирующие гармоничное сосуществование различных эпох. И про "Скамейку для юзеров" - огромную белую лавку в форме "собаки". И про "Информационный портал" в форме бензоколонки, по которой вместо топлива подают информацию. Ребята ходили за мной и внимательно слушали. Периодически фотографировались. И, что самое главное, вопросов не задавали. Спрашивали только: "Ой, а это вон в том углу что?" Я уже было совсем расслабилась. Чего уж бояться, когда мы в самый дальний закоулок нашего двора к экспозиции "Стена солидарности" уже сходили. Стена с портретами выдающихся бунтарей XX века, начиная от Владимира Ленина, заканчивая Стивом Джобсом, вызвала у посетителей бурю восторга. Пока ребята меняют позы и положение своих фотоаппаратов, я с удовольствием думаю, что все оказалось гораздо проще, чем я предполагала. Не тут-то было! На обратном пути они обращают внимание на ту самую опасную для меня "Скульптуру" и просят рассказать о ней. Я пытаюсь.
- Интересно, а как определяют ценность современных произведений искусства? Как понять, где искусство, а где просто хлам? - вопрошают неугомонные гости.
- Так это проще простого. Вот тебя задело что-нибудь? По-настоящему? Сильно? - спрашиваю в ответ.
- А то. "Стена" эта ваша - вообще круть. Только как-то субъективно получается.
На том и разошлись. Смена кончилась. Я поехала домой. А объективного мнения насчет искусства, я думаю, не существует. Здесь самое главное почувствовать своей душой. Прикоснуться и замереть на минутку.
Полоса подготовлена студентами факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Руководитель проекта В.В. Выжутович.