Новости

18.12.2013 00:08
Рубрика: Культура

Скульптура в засаде

Как я была экскурсоводом
Утро воскресенья. Моя смена начинается в двенадцать, но на месте надо быть за час. Встаю в семь, чтобы спокойно добраться по пробкам. Еще текст повторить надо. Конечно, я все выучила наизусть еще три дня назад и расположение экспонатов могу описать с закрытыми глазами. Направо от входа "QR-код", отсылающий к Шуховской башне, дальше сложенная из видеокассет "Медиа мебель" и вырывающаяся из телевизора боксерская перчатка под названием "Телемост". Налево - коммуникационные скамейки. Говорят, что после выставки часть экспонатов оставят здесь, во внутреннем дворе нашего университета.

Не знаю, как с остальным, а скамейки нам точно пригодятся. Дальше "Переезд", "Хризалис", "Единица информации", Сalcio и "Скульптура". С этой "Скульптурой" настоящая засада. Автор Игорь Шелковский не прислал к ней аннотацию. Хорошо, если удастся незаметно прошмыгнуть мимо. А вдруг кто-то остановится и задаст вопрос, что значит эта ржавая железная фигура с крестом вместо головы. Можно, конечно, что-нибудь придумать. Но это уже будет мое собственное мнение, а не посыл автора. Врать не хочется. Хотя уж лучше так, чем стоять и мямлить про отсутствие какой-то там аннотации. Вообще эти вопросы страшная вещь. Боюсь их до чертиков. Вернее, не самих вопросов, а того, что придется мямлить. Надо повторить текст на дорожку.

Собираясь, случайно роняю духи - нервничаю немного. От грохота просыпаются соседки. "Чего ты так рано? Воскресенье же", - раздается недовольный заспанный голос. Наспех закидываю в сумку планшет. Бегу к автобусу. Уф, успела.

Можно было, конечно, записаться на экскурсию в будний день. Но я, честно говоря, проспала эту возможность. Факультет участвует в проведении Московского биеннале современного искусства. Наш внутренний дворик почти на месяц становится площадкой специального проекта "МедиаДвор". Событие из ряда вон выходящее. Но когда ты на четвертом курсе, пишешь диплом и параллельно ищешь квартиру, работу и смысл жизни, можно пропустить даже такое. О том, что alma mater теперь храм не только науки, но и современного творчества, к своему стыду, узнала случайно на основной площадке биеннале - в Манеже. А узнав, со всех ног кинулась записываться в добровольцы на проведение экскурсий. Свободное место осталось только в воскресенье. Зато погода хорошая. Свежо, солнечно - красота! Только посетителей нет. Уже без пяти двенадцать, а во дворе я все еще одна. Хоть бы, думаю, пришел кто. Пусть даже и с каверзными вопросами.

Через двадцать минут моих призывных поглядываний вдаль на пороге двора появилась группа студентов. То, что надо: есть на кого расточать свое красноречие. Про все рассказала. И про "Ячейки времени" - запертые на ключ кирпичи, символизирующие гармоничное сосуществование различных эпох. И про "Скамейку для юзеров" - огромную белую лавку в форме "собаки". И про "Информационный портал" в форме бензоколонки, по которой вместо топлива подают информацию. Ребята ходили за мной и внимательно слушали. Периодически фотографировались. И, что самое главное, вопросов не задавали. Спрашивали только: "Ой, а это вон в том углу что?" Я уже было совсем расслабилась. Чего уж бояться, когда мы в самый дальний закоулок нашего двора к экспозиции "Стена солидарности" уже сходили. Стена с портретами выдающихся бунтарей XX века, начиная от Владимира Ленина, заканчивая Стивом Джобсом, вызвала у посетителей бурю восторга. Пока ребята меняют позы и положение своих фотоаппаратов, я с удовольствием думаю, что все оказалось гораздо проще, чем я предполагала. Не тут-то было! На обратном пути они обращают внимание на ту самую опасную для меня "Скульптуру" и просят рассказать о ней. Я пытаюсь.

- Интересно, а как определяют ценность современных произведений искусства? Как понять, где искусство, а где просто хлам? - вопрошают неугомонные гости.

- Так это проще простого. Вот тебя задело что-нибудь? По-настоящему? Сильно? - спрашиваю в ответ.

- А то. "Стена" эта ваша - вообще круть. Только как-то субъективно получается.

На том и разошлись. Смена кончилась. Я поехала домой. А объективного мнения насчет искусства, я думаю, не существует. Здесь самое главное почувствовать своей душой. Прикоснуться и замереть на минутку.

Полоса подготовлена студентами факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Руководитель проекта В.В. Выжутович.

Каждая пятая - это не я

Полгода назад моя однокурсница поменяла имя. На любое обращение к ней по имени Катя упорно повторяла: "Меня зовут Руслана".

Первые несколько недель мы смеялись. Потом задумались. Потом привыкли. Но вопрос так и остался висеть в воздухе: почему? Я решила спросить. И вот что услышала:

- Я давно хотела имя поменять. Я по паспорту Катя, и всю жизнь мое имя мне ужасно не нравилось. Катя - это что-то такое милое, тихое, домашнее, в фартучке, а я даже готовить не умею и не люблю. К тому же Катя - каждая пятая. Мне кажется, ребенку надо давать какое-то редкое имя, не то приходишь в новую компанию, а там пять Саш, три Маши и штуки четыре Ани. А мне всегда хотелось быть уникальной. И имя хотелось пожестче, похожее на мужское. Мама сначала думала меня Владой назвать, вот тут я бы вообще не возмущалась, это как раз то, что я и хотела. Но не сложилось.

В общем, я к двадцати годам хотела имя и в паспорте поменять, но потом выяснилось, что надо вообще все документы новые делать, только в аттестате старое имя можно оставить. Ну и сразу же новые заботы - я сейчас комнату ищу, хочу из общаги съехать. А хозяйки - тетушки такие за пятьдесят, слышат "Руслана" и сразу нервничать начинают: кто такая, откуда, почему имя нерусское? Ну и приходится старое имя вспоминать, чтобы проблем меньше было. Среди ровесников всем представляюсь сразу Русланой, в паспорт редко кто заглядывает. Если приходится как-то связываться с документами - по работе, например, - я сразу говорю, что по паспорту я Катя, но звать меня надо Русланой.

Вообще я много читала про смену имени. Психологи говорят, что, поменяв имя, человек будто новую жизнь начинает. Уж не знаю, насколько это вообще правда, но у меня получилось.

Катя долго-долго страдала по своей бывшей любви, убивалась, ночами не спала. А Руслана сильнее. Недели три прошло, наверно, со смены имени, и у меня появился новый молодой человек. Просто решила: все, Кати больше нет, так какой смысл рыдать? Надо дальше жить. Теперь, когда себя в руках удержать не могу, папа говорит: "Перестань. Ты же теперь Руслана, а не Катя". Помогает. Я с новым именем как-то раскрепощеннее стала, открытее. Увереннее себя чувствую с ним.

Сейчас только об одном жалею, что до поступления в университет не поменяла имя, приехала бы в Москву уже новым человеком. На третьем курсе было тяжело - все надо мной смеялись, вроде того, что через две недели надоест, обратно Катей станешь. Но сейчас все успокоились, Руслана и Руслана. Привыкли, ошибаться перестали. Преподаватели, кто меня раньше не знал, сразу Русланой зовут. Приятно.

Лайкайте!

Многие люди сегодня не представляют себе жизни без телефона и Интернета. Но дело даже не в том, что в Интернете можно в любой момент найти массу полезной информации, не бегая в библиотеку, и не в том, что можно бесплатно пообщаться с человеком, который от тебя далеко. Главное здесь - желание постоянно светиться в Сети, рассказывая о каждой мелочи, произошедшей с тобой за день. Исполнить это желание помогает Инстаграм. Что это еще за слово такое? Сейчас объясню.

Инстаграм - это одновременно социальная сеть и редактор фотографий, которые можно публиковать сразу после съемки. В этом-то и фишка. Ты сидишь в ресторане и наслаждаешься креветками в медовом соусе, и вдруг тебе безумно хочется поделиться радостью с друзьями, которых нет рядом. Ты фотографируешь свое божественное блюдо, указываешь место, где ты находишься, и об этом тут же узнают все. Вот оно счастье!

Я говорю абсолютно серьезно. Со стороны это кажется дикостью - фотографировать свои загорелые ноги на пляже, волосы в салоне красоты сразу после покраски, ногти после маникюра, билеты в кино. Но для многих сейчас это такая же обыденность, как чистка зубов по утрам. Только в Инстаграме мы, фигурально выражаясь, сидим почти постоянно, потому что за ним скрывается целый мир. Сделать фотку, отредактировать фотку, опубликовать, посмотреть фотографии своих друзей, друзей их друзей, "а вот уже появляются лайки на фотку, которую я выложила пять минут назад, надо посмотреть, кому же понравилась фотография и отлайкать все его фотки". Да, это безумие! Но, если честно, это довольно весело, если, конечно, не замыкаться только в себе. Сидеть с подругой в кафе и рассматривать фотографии знакомых парней в спортзале, в клубе, да даже перед теликом - это глупо, но время диктует правила, и нас подхватывает течение. Никто же не узнает, чью фотографию мы сегодня обсмеяли, а над какой плакали ночью. Инстаграм открывает завесу тайны личной жизни тех, кто обычно о ней не говорит. Инстаграм - своего рода публичный, откровенный дневник, в котором мы сами делаем коллаж из своих радостей, слабостей и стремлений.

Хорошо это или плохо - трудно сказать. Нынешние тенденции шокируют даже самых ярых пользователей социальных сетей. В июне 2013 года в приложении Инстаграм появилась возможность записывать и публиковать видео длиной до 15 секунд. Что дальше? Документальные фильмы? Многочасовые репортажи, которые можно будет монтировать прямо в телефоне и сразу отправлять в сеть? Каждый пользователь станет своего рода журналистом. И всё будет происходить так быстро, что мы забудем, как размеренно жили раньше. В любом случае только нам - пожинать плоды творчества мировых умов. Посмотрим, что они еще придумают интересного.

Хомякам предоставляется общежитие

Некоторые люди не заводят домашних животных, опираясь на морально-нравственные соображения, что хозяин переживет своего любимца. Я бы с удовольствием приняла и разделила взгляды этих людей, если бы мое желание иметь питомца не превышало все разумные пределы. Но как это часто случается, на светлом пути осуществления мечты постоянно встают какие-нибудь досадные преграды.

Начнем с того, что администрацией общежития, где я тягостно влачила три года своего существования, запрещено заводить каких бы то ни было животных. И меня это всегда возмущало. Значит, к шумным тусовкам, которые периодически устраивали мои соседки, администрация относится равнодушно, а одну-единственную чистоплотную и тихую кошечку выкинет на мороз, да еще и мне выговор сделает! А все-таки жил у нас как-то пару месяцев котенок экзотической породы "сфинкс" со столичным именем Милан, и, честно признаться, это был ад. Все сбились со счета, сколько пар наушников и капроновых колготок он испортил. Вот потому-то и нельзя держать животных в общежитиях, скажете вы, и будете отчасти правы. Но тогда я отвечу - это ведь был чужой, невоспитанный кошак, а моя кошечка будет скромная и ласковая.

Со съемным жильем тоже не все благополучно: многие хозяева запрещают заводить питомцев. Но ведь питомцы питомцам рознь. Если ваши родственники категорически против когтистых кошек или подвижных собак, всегда можно предложить им компромисс, скажем, в виде пары хомячков. При аккуратном уходе запаха от них совершенно нет. Правда, спать по ночам иногда мешают, скребутся, понимаете ли, в колесе бегают, шумят, поэтому клетку приходится выносить в коридор к входной двери, туда, куда обычно ставят всякую ерунду, которую надо не забыть выкинуть. Ну и размножаться они как-то чересчур любят.

Как ни крути, любое домашнее животное - это не столько радость, сколько каждодневные заботы. Ненароком в голове всплывает поговорка, где фигурирует поросенок и не очень сметливая дама. У меня всегда было ощущение, что этот поросенок несчастен. Так что если вы еще не вполне готовы осчастливить безымянного котенка или щенка, а кишащие в клетке хомяки вас не привлекают, то пусть скромной заменой станет игрушечный, например, кот - вот уж кто совершенно точно не доставит вам никаких хлопот. По крайней мере, в случае чего его можно будет без зазрений совести убирать в ящик.

Культура Арт Актуальное искусство Филиалы РГ Столица ЦФО Москва
Добавьте RG.RU 
в избранные источники