17.12.2013 23:41
    Поделиться

    Пилотные социальные бизнес-проекты пока не стали массовыми

    Развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Так, с прошлого года была запущена Программа по предоставлению специальной субсидии на софинансирование мероприятий по поддержке социального предпринимательства. Можно было получить 600 тысяч рублей, если добавить от себя еще 15% от суммы получаемой субсидии. Какие ниши могут и должны заполнить социальные предприниматели, почему не удается тиражировать опыт наиболее удачных бизнес-проектов сразу в нескольких регионах? С этими и другими вопросами "РГ" обратилась к директору Департамента развития малого и среднего бизнеса минэкономразвития Наталье Ларионовой.

    Российская газета: Наталья Игоревна, поясните, пожалуйста, когда говорим о социальном предпринимательстве, то мы, как правило, имеем в виду, что те соцуслуги, которыми занималось государство, теперь должен взять на себя бизнес?

    Наталья Ларионова: Существует несколько терминов: социальная ответственность бизнеса, бизнес в социальной сфере и социальное предпринимательство. И это совершенно разные понятия, хотя они могут пересекаться и одна и та же компания, к примеру, будет относиться и к социальному предпринимательству и оказывать социальные услуги.

    Поэтому мы искусственно сужаем тему, если разговор о социальном предпринимательстве ограничивается только сферой образования, медициной и социальным обеспечением.

    Этой осенью я летела на форум АТЭС и на одной из международных линий с удивлением обнаружила в журнале кресла самолета статью о социальном предпринимательстве. Для меня это было открытие, что уже в авиажурналах публикуются материалы на эти темы. Речь шла о том, что в Гонконге активно развивается сеть булочных, куда принимают на работу больных аутизмом. И даже проводится городской открытый фестиваль таких булочных. Это не сфера социальных услуг, это далеко от медицины, образования и социального обеспечения. Но это и есть классический пример социального предпринимательства. Мне кажется, на проблему нужно смотреть шире.

    С другой стороны, если взять, к примеру, сферу медицины, то при правильной организации это - рентабельный бизнес. Здесь не всегда требуется специальная помощь от государства. Пожалуйста, выходи на рынок, выстраивай свою бизнес-модель. Хотя этот бизнес осуществляется в сфере социальных услуг. Видимо, действительно надо законодательно разграничить: что относится к сфере социальных услуг, что - к социальной ответственности бизнеса, а что - к социальному предпринимательству. Ведь каждому из них нужны свои меры поддержки.

    РГ: Планировалось, что в эту осеннюю сессию будут внесены поправки в закон о малом и среднем бизнесе, в котором впервые пропишут понятие социального предпринимательства.

    НЛ: Многие предприниматели подчеркивают, что для них важно иметь моральный стимул, чтобы они могли себя идентифицировать как социальные предприниматели. Сейчас такое определение используется в приказе минэкономразвития только для определения получателей помощи от государства в рамках федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Было выделено два определяющих момента, которые отличают этих предпринимателей от других. Во-первых, это занятость социальной категории населения, когда предприниматели берут на работу инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Причем не важно, какой это вид бизнеса, социальным его делает привлечение не менее 50% сотрудников из незащищенных категорий населения.

    Второй определяющий фактор - это когда сам вид деятельности, которой занимается предприниматель, носит социальный характер и, как правило, не предполагает высокую маржинальную доходность. К примеру, это детское дополнительное образование, производство протезно-ортопедических изделий, какие-то мероприятия для профилактики инвалидности или организация досуга для бабушек и дедушек. Независимо от того, какие категории людей будут этим заниматься, они решают социальные задачи, поэтому высокой доходности от такого бизнеса ждать не приходится.

    Если бизнес подпадает под одну из этих категорий, предусмотрена специальная субсидия до 600 тысяч рублей.

    Но, как и для любого другого бизнеса, социальным предпринимателям очень важна и консультационная поддержка: помощь в ведении бухгалтерии, в составлении маркетинговых планов, в выстраивании трудовых отношений. То есть консалтинг. Поэтому в текущем году совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) запущены центры поддержки социальных инноваций. Часть из них будет размещаться в бизнес-инкубаторах и помогать в ведении дел. Ведь когда мы произносим словосочетание "социальное предпринимательство", мы прежде всего говорим о бизнесе. Надо придумать устойчивую бизнес-модель, которая была бы интересна рынку.

    Что касается законодательного регулирования, то минэкономразвития предлагает ввести отдельную статью закона для социального предпринимательства. Похожая статья в законе о малом и среднем бизнесе, позволяющая регионам выстраивать свою политику и поворачивать ее в сторону ремесленничества, уже существует.

    Однако профессиональное сообщество, заинтересованное в развитии социального предпринимательства, предлагает претворить в жизнь идею, связанную с принятием отдельного закона для этой категории бизнеса. Думаю, что пока о нем говорить преждевременно, потому что сам закон должен содержать четкую систему мер, действенные инструменты его реализации, которые необходимо обсудить с широким кругом федеральных органов исполнительной власти. Пока этот процесс не запущен, и, думаю, он будет непростым. Поэтому сейчас разумнее всего начать с небольших поправок в закон о малом бизнесе. Хотя бы пару лет посмотреть, как в законодательном поле приживется термин "социальное предпринимательство". И, может быть, через некоторое время перейти к отдельному закону. Так что пока мы предлагаем такой "мягкий" формат.

    РГ: Социальный бизнес должен быть все-таки конкурентоспособным, в каких сферах это может стать реальностью? Почему-то на ум приходят только частные детские сады.

    НЛ: Действительно, частные детские сады стали в последнее время очень популярны. Однако есть и другие направления, по которым государство пока не готово предложить готовых решений. Допустим, до сих пор нет каких-либо программ для освободившихся из мест лишения свободы, которые бы предполагали какую-то трудовую адаптацию человека. К сожалению, у нас в стране это больная тема, если сравнивать с Европой. Другая нерешенная пока проблема - инвалиды, к которым относится тоже большая категория наших граждан. Были примеры с квотированием, с субсидированием предпринимателям рабочих мест для инвалидов, но серьезного положительного опыта так и не накоплено.

    Еще один пример: "50+, 60+". Когда люди выходят на пенсию, у них возникает проблема, как провести свободное время. Важно, чтобы человек чувствовал себя необходимым обществу, не потерял интерес к окружающему. Ведь можно "работать" бабушкой и дедушкой, но все равно возникает проблема, как проводить время, где и как общаться с ровесниками. И это - широкое поле для социального предпринимательства - найти интересные и оригинальные решения, чтобы сделать жизнь старшего поколения более полной, яркой и насыщенной.

    РГ: В каких еще направлениях может развиваться социальное предпринимательство? Может быть, в сфере бытовых услуг?

    НЛ: В России очень аскетическое представление о том, какими могут быть бытовые услуги. Если кого-нибудь спросить, то вспомнят, как набойки сделать, изготовить ключи или молнию вшить. Но могут быть и другие услуги. У нас даже тревожная кнопка для пенсионеров это какая-то экзотика, хотя в любой стране мира в любом городе есть служба, которая оказывает такую услугу пенсионерам. Даже в дошкольном образовании, о котором сейчас стали много говорить, нам еще далеко до западных примеров

    РГ: Но дошкольные учреждения хотя бы видно. Я живу в Подмосковье и наблюдаю, как то здесь, то там открываются детские сады или центры развития...

    НЛ: Могу привести пример, чего в России нет. Вы наверняка об этом не задумывались. Во многих странах мира в бизнес-центрах обязательно будет детская комната. Но она не развлекательная, там проходят занятия по обучающей программе. Все рассчитано на то, что за час ребенок чему-то научится, а не просто придет побарахтаться в шариках. Это еще и перекликается с занятостью мамы - такая социальная инфраструктура вокруг фрилансеров.

    РГ: Может быть, стоит активнее продвигать такие оригинальные бизнес-проекты, чтобы успешный опыт тиражировался и на других территориях?

    НЛ: У нас сложно добиться именно стадии тиражирования. Сделать пилотный проект может каждый, причем, какой угодно. К примеру, проложить километр инновационной дороги, организовать образцово-показательный садик или построить экологически чистый дом. В статусе пилотного проекта можно сделать абсолютно все. Но вот потом возникает проблема: как этот опыт масштабировать. У нас очень много хороших садиков, школ, есть хорошие примеры и занятости инвалидов, и клубов для пожилых людей. Например, есть питерская туристическая компания, которая специализируется на отдыхе для инвалидов. На самом деле очень сложно разработать маршрут для инвалидов-колясочников. Но это лишь единичные примеры. Я ни разу не видела и не слышала, что кто-то взял этот опыт на вооружение и внедрил у себя.

    РГ: Если был бы какой-то один сайт, где можно найти все эти уникальные примеры...

    НЛ: Это иллюзия, что наличие сайта решит все проблемы. Нет готового рецепта, надо вместе с региональными и муниципальными властями, и с социальными предпринимателями найти единое решение. Сделать один раз хорошо мы можем, но повторить это хотя бы в половине регионов России пока редко получается...

    Досье

    1991

    Получила диплом МГУ им. М.В. Ломоносова.

    2001

    Окончила Московскую академию предпринимательства при Правительстве РФ.

    2002-2003

    генеральный директор лечебно-оздоровительного центра "ВИКС"

    2003-2004

    Зам. генерального директора по правым вопросам компании "Контроль-Сервис".

    2004-2009

    Начальник отдела Департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития.

    2009-2010

    Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития.

    2010

    Назначена директором Департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития.

    Дословно

    Сергей Катырин, глава ТПП:

    Участвуя в социальных и культурных проектах, компании получают возможность улучшить свой имидж внутри страны и за ее пределами, укрепить отношения с властью и партнерами по бизнесу. Кроме того, участие в гуманитарных проектах часто помогает избавиться от негативных ассоциаций, связанных с крупным бизнесом.

    Поделиться