18.12.2013 14:23
    Поделиться

    9 историй из жизни сверхзвукового ракетоносца Ту-160 "Белый лебедь"

    В пятницу, 18 декабря 1981 года, на подмосковном аэродроме Раменское состоялся первый полет самого большого в мире сверхзвукового реактивного ракетоносца Ту-160. У американцев новый русский бомбардировщик получил название Blakjack или "Черный Джек". В нашей стране уникальный самолет с изменяемой геометрией крыла называли: "Русское авиационное чудо", "Оружие нации", "Меч с двенадцатью клинками", но прижилось лирическое имя - "Белый лебедь". За эти годы ракетоносец успел поставить несколько десятков мировых рекордов, а также обрасти легендами.

    1. Первая информация о Ту-160 появилась в западной прессе в ноябре 1981 года, когда в зарубежных газетах был опубликован снимок, на котором был запечатлен "Белый лебедь", стоящий рядом с двумя Ту-144. Сначала существовала версия, что бомбардировщик преднамеренно был выставлен под объективы американских разведывательных спутников. Действительность же оказалась куда более прозаичной: снимок сделал один из пассажиров самолета, садившегося на расположенный рядом аэродром Быково.

    2. Есть мнение, что первый полет Ту-160 был приурочен к 75-летнему юбилею руководителя СССР Леонида Брежнева. Сегодня конструкторы отрицают прямую связь с этой датой, утверждая, что взлет ко дню рождения "вождя" случаен, так как в истории советской авиации многие самолеты совершили первый вылет именно в декабре. По их мнению, это связано с улучшением погодных условий. Тут уместно напомнить, что соперник "Конкорда" отечественный Ту-144 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года.

    3. Ту-160 - это "комфортный" боевой самолет. В продолжительных полетах, которые могут длиться без дозаправки 14 часов, пилоты могут размяться и отдохнуть. В число удобств также входят: кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого ранее не было на других стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла разгорелась настоящая баталия: военные несколько месяцев отказывались принимать самолет на вооружение из-за несовершенства его конструкции.

    4. Вначале полеты "Белого лебедя" были настоящим испытанием для аэродромных служб, чтобы избежать засасывания в воздухозаборники мусора с земли, самолетам в первые месяцы не разрешалось рулить на старт самостоятельно. Запустив на тщательно выметенной площадке двигатели и выведя их на режим малого газа, самолеты буксировали тягачом, впереди которого двигалась шеренга солдат, собиравших камешки и ветки.

    5. Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом мировых рекордов. В октябре 1989 года и в мае 1990 года "Белые лебеди" выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 тонн был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. Всего на Ту-160 установлено 44 мировых рекорда.

    6. В 1988 году "Белый лебедь" впервые познакомился с западными военными, когда министр обороны США Фрэнк Карлуччи посетил авиабазу в Кубинке. Во время показательного полета Ту-160 поднялся в воздух с тремя работающими двигателями. Американские летчики заметили отсутствие дымного следа за одним из четырех двигателей и спросили о странной "несимметричности" командующего Дальней авиацией СССР генерал-полковника Петра Дейнекина. Бывший главком ВВС России отшутился и уклончиво объяснил гостям, что двигатели самолета могут работать на разных режимах, не всегда обозначая себя шлейфом. Другой случай произошел с американским министром обороны, когда тот, пытаясь войти в кабину Ту-160, ударился об электрощиток, который впоследствии летчики назвали "щитком Карлуччи".

    7. В 90-е годы на базе "Белого лебедя" был разработан проект авиационного комплекса "Бурлак", предназначенный для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников. Максимальная масса выводимого на орбиту полезного груза могла достигать 800 - 850 кг. Стоимость запуска спутников с помощью комплекса "Бурлак" была в 2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом. По своим тактико-техническим характеристикам российский комплекс существенно превосходил американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолета-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя Pegasus. Однако работы прекратились из-за недостаточного финансирования.

    8. На боевое дежурство Ту-160 заступили в мае 1987 года. К моменту распада Советского Союза отечественной промышленностью было произведено 34 самолета. Большая их часть отошла Украине и была утилизирована, а уцелевшие восемь ракетоносцев в счет погашения долгов за газ отошли России. Сейчас все доведенные до боеспособного состояния машины находятся в составе 1-го полка Дальней авиации, базирующегося под Энгельсом. Каждый из самолетов имеет свое персональное название: "Илья Муромец", "Иван Ярыгин", "Василий Решетников", "Михаил Громов" и т.д.

    9. "Белые лебеди" до сих пор не дают спать западным военным и политикам. К примеру, ноябрьские полеты двух российских бомбардировщиков в Никарагуа и Венесуэлу привели к громким заявлениям президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса, который рассказал о нарушении российскими самолетами воздушного пространства своей страны. При этом для сопровождения "нарушителей" колумбийцам пришлось срочно поднимать в небо истребители Kfir. Регулярно о мнимых нарушениях воздушных границ заявляют также Норвегия и Япония.

    Поделиться