Но совсем не такую форму готовят школьникам "единороссы". Одежда, в которой дети должны ходить на уроки, по мнению одного из инициаторов законопроекта "ЕР", принятого в среду Госдумой в первом чтении, Ольги Тимофеевой, - это "светский дресс-код". Она должна быть современной, стильной, деловой. И вместе с тем обеспечить социальное равенство учащихся и убрать признаки имущественного и религиозного различия. Однако авторы законопроекта отказались от соблазнительной идеи ввести единую форму для всей России, поскольку, как заметила Тимофеева, представляя на пленарном заседании законопроект, "введение безальтернативного варианта неконституционно", так как может создать препятствие для получения бесплатного общего образования. Да и российский климат не очень располагает к подобной унификации - где-то холодно круглый год, а где-то жарко. Поэтому "единороссы" предложили внести поправки в закон "Об образовании", закрепив в нем норму, что единые требования к школьной одежды устанавливаются региональными или муниципальными законами. А в их рамках свои требования к внешнему виду школьников определяют уже сами учебные заведения. Такая двухуровневая система, по словам Тимофеевой, позволит уйти от слишком строгого дресс-кода, когда ученицам запрещают носить в школе брюки даже в холода.
Однако Михаил Дегтярев, автор альтернативного законопроекта либерал-демократов, убежден, что школьная форма должна быть единой для всей страны. Иначе никто не застрахован - даже с общими требованиями, - от того, что в элементах одежды будут национальные или религиозные элементы. "И зачем это нужно нам, стране, которая ищет скрепы?" - вопрошал Дегтярев. Впрочем, в ЛДПР придумали и другие объединяющие признаки для школьников - Герб России на плече, а также гербы субъекта Федерации и школы - для них, по мнению Дегтярева, тоже должно найтись место на школьной форме. "У нас полстраны - мамы-рукодельницы, они смогут сшить своим детям по эскизам форму", - убеждал коллег либерал-демократ.
"Мы не можем ввести единую форму на территории всей России, потому что школа сегодня - это все-таки не армия", - не согласилась с Дегтяревым зампред Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. К тому же, по ее словам, это нарушит интересы и права тех самых школ, в которых форма себя уже зарекомендовала, и в которых она стала "визитной карточкой, своеобразным брендом, которым они по праву гордятся и который защищают". Мануйлова убеждена, что определяя требования к форме, "ни один субъект не будет сползать до крайности установления религиозных отличий".
"Не надо упрощать до предела, до безумия единую форму. Это может быть три, четыре, пять комплектов, которые могут быть предложены нашим школам. И даже по цветам, по оттенкам может быть разница", - вступил в спор депутат от КПРФ Руслан Гостев, обиженный на некорректное, по его мнению, высказывание в адрес армии.
"Справоросса" Виктора Шудегова больше беспокоило, что бы форма была не слишком дорогой, но в то же время красивой, удобной, легко стираемой, не мнущейся. Тогда многие школьники будут ее с удовольствием носить. "И не вредной для здоровья", - дополнили коллеги.
Итог дискуссии, оказавшейся неожиданно жаркой, как будто обсуждался остро политический вопрос, подвел председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Он напомнил, что по закону устанавливать школьную форму - компетенция самих школ, и отнимать у них это право нельзя. Кроме этого, одеть всех школьников России в единую форму не так-то просто и с экономической точки зрения. "Сегодня на всю страну есть три комбината, которые способны производить ткань нужного качества. А для того, чтобы пошить единую для всей страны форму, в каждом субъекте Федерации необходимо 400 швейных фабрик. Сейчас их максимум две-три", - уточнил Никонов. В ответ на реплику, что нужно развивать легкую промышленность, глава комитета заметил, что, "если мы будем исходить из концепции разной школьной формы, мы больше поможем нашей легкой промышленности".
Результат голосования был предполагаем - 371 депутат поддержал школьную форму, сшитую по региональным и муниципальным законам, но с учетом школьных вкусов.