Новости

18.12.2013 00:52
Рубрика: Власть

Ресурсы для земства

Началось обсуждение реформы местного самоуправления
Любая новая модель местного самоуправления должна быть в первую очередь обеспечена ресурсами, которые позволят муниципалитетам качественно выполнять свои обязанности. К такому выводу пришли участники "круглого стола", прошедшего вчера в Фонде развития гражданского общества.

Эта дискуссия - один из "первых подходов" к решению тех задач, которые президент на прошлой неделе поставил в своем Послании Федеральному Cобранию. В Послании Путин напоминал о том, что именно развитие земств, местного самоуправления в свое время позволило России совершить рывок, найти кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. Сейчас цель такова: дать людям реальную возможность принимать участие в управлении теми территориями, где они живут.

Пока, признали участники "круглого стола", местная власть слишком часто оказывается недосягаемой для простых граждан, а ситуация, при которой мэр какого-нибудь города при принятии хозяйственного решения действительно советуется с гражданами - скорее исключение, чем правило. При этом, как напоминал глава Фонда Константин Костин, по идее как раз местное самоуправление - та власть, которая должна быть ближе всего к людям. Так что нынешнюю ситуацию, уверен он, просто необходимо приводить в соответствие со здравым смыслом. Но как это сделать? Можно ли выработать некую общую модель развития самоуправления?

"Любая модель будет по-разному работать в богатых и бедных регионах при сильном или при слабом губернаторе", - полагает Игорь Бунин, президент Центра политических технологий. В целом же, считает Бунин, из всех европейских практик нам ближе всего французская, где достаточно широкие полномочия мэров сопровождаются при этом сильным присутствием центральной власти и префектов как ее представителей. Так что один из возможных вариантов - это "огосударствление" некоторых функций местной власти при условии бюджетной обеспеченности тех задач, которые остаются за муниципалитетами. При этом Бунин уверен, что ни в коем случае нельзя отказываться от выборности мэров и городских дум. Иное решение "резко снизит вертикальную политическую мобильность", то есть не позволит новым политикам и управленцам "расти" на местном уровне.

С тем, что единую для всей страны модель местного самоуправления создавать бессмысленно, согласен и Степан Киричук, председатель профильного комитета Совета Федерации. "Слишком отличаются муниципалитеты в Центральной России и на Дальнем Востоке, не говоря уж о тех местах, где есть национальные особенности", - напоминает он. Действующий закон о местном самоуправлении эти особенности отчасти учитывал, определяя различные формы МСУ. Однако в полной мере использовать такую вариативность не удалось.

Сам закон о местном самоуправлении, напомнил член думского профильного Комитета Вячеслав Тимченко, за 10 лет своего существования правился 84 раза, в него внесено уже 212 изменений. "Точечные правки не дали искомого результата, нужны кардинальные изменения", - полагает Тимченко. При этом одной из серьезнейших проблем он считает кадровую: несмотря на обилие различных факультетов государственного и муниципального управления, грамотных специалистов по-прежнему не хватает.

Еще один очень важный момент - отделить и на практике, и в сознании местное самоуправление от политики. "Людям интересны хозяйственные вопросы - чтобы из крана текла вода, чтобы ходил автобус, чтобы работала школа, а это все не связано с тем, представитель какой партии занимает эту позицию", - уверен член думского Комитета.

Политика на уровне местной власти вторична, уверен Леонид Давыдов, председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию и федеративным отношениям. Главное - финансовое обеспечение полномочий. Ради этого можно пойти и на огосударствление некоторых функций. Разделяет эту точку зрения и политолог Евгений Минченко. "Как мы нарежем все эти округа, не важно, важно, чтобы там было достаточно ресурсов", - считает он. "Отдавать ресурсы вниз психологически очень сложно", - предупреждает Бунин. Однако именно о том, что власть на местах должна стать финансово состоятельной, и говорил в Послании Владимир Путин. Так что, похоже, именно ресурсная обеспеченность должна стать основой новой модели местного самоуправления.

Власть Работа власти Внутренняя политика Власть Работа власти Регионы Послание президента Федеральному Собранию 2013 года
Добавьте RG.RU 
в избранные источники