18.12.2013 23:23
    Поделиться

    Эксперты обсудили правовые аспекты оказания медицинских услуг в Минске

    Взаимоотношения врача и пациента сегодня складываются весьма прагматично. Как законодательно обеспечить эти отношения? Как защитить и врача, и пациента? Как выработать в этой важной сфере единые подходы? Разговор об этом в Минске инициировали российское объединение "Право в здравоохранении" и Российский новый университет (РосНОУ) при поддержке Россотрудничества и учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации.

    Российский новый университет одним из первых занялся подготовкой специалистов по здравоохранительному праву - такой термин тут считают более емким, чем общепринятое "медицинское право". Среди важнейших проблем, которые нужно решать в новых реалиях, - профессиональная интеграция врачебного и юридического сообществ. Интересно, что в РосНУ приходят за вторым высшим, юридическим, много медиков, которые не собираются оставлять практику, но считают, что правовые знания сегодня им просто необходимы. Нужны они и пациентам.

    Что, например, означает подписание информированного добровольного согласия на оказание медпомощи - а такая норма законодательно закреплена и в России, и в Беларуси, и на Украине, и в Казахстане? Значит ли это, что пациент снимает часть ответственности за дальнейший ход событий с врача? А как доктору не утонуть в бумажной работе, оформляя ИДС буквально на любой вид медпомощи? Кстати, если в России с недавних пор понятия "медпомощь" и "медуслуга" перестали разграничивать и закон о защите потребителей распространяется на всех пациентов, независимо от того, лечились они в государственном медучреждении или частной клинике, то в Беларуси такого пока нет. И отстаивать свои права в случае обращения к бесплатной медицине довольно сложно.

    Специалисты говорят о таком явлении, как "потребительский экстремизм": это когда получатели медуслуги выставляют претензии без повода

    Тем не менее число разбирательств "врач - пациент" растет. Российские специалисты говорят даже о таком явлении, как "потребительский экстремизм": это когда получатели медуслуги выставляют претензии без повода. Есть такая тенденция и в Беларуси. Согласно исследованию Института социологии НАН, в котором участвовали 1348 докторов, 94 из 100 сталкивались с агрессией пациентов. В адвокатскую службу при Белорусской ассоциации врачей каждый месяц обращаются несколько десятков докторов. Отстоять свою честь в суде сегодня непростое дело и для них, и для пациентов, пострадавших, к примеру, от халатности медиков. Сложно найти и юриста, который бы взялся за это, уж слишком специфична сфера - без специальных знаний и опыта тут не обойтись.

    К сожалению, в Беларуси сегодня специалистов по медицинскому праву не готовят, тем ценнее предложения, закрепленные в резолюции "круглого стола" на тему "Профессиональная интеграция врачебного и юридического профессиональных сообществ как залог защищенности прав пациентов в национальных правовых системах стран - участниц евразийской интеграции", прошедшего в Минске. Среди них и развитие межвузовского сотрудничества, подготовка и переподготовка кадров в сфере правового обеспечения здравоохранения, разработка и внедрение единых наднациональных стандартов профессиональной деятельности юристов в здравоохранении, и научно-практическое сотрудничество. В планах - проведение II Международного конгресса по здравоохранительному праву стран СНГ и Восточной Европы в 2014 году. Прозвучало предложение организовать форум в Минске.

    Поделиться