УНИАН: Как так получилось, что три года душили Украину ценами на газ, а теперь их снизили? Значит ли это, что раньше цена была завышена? Уточните, 15 миллиардов долларов - это отказ Украины от ассоциации с ЕС? Сколько еще вы готовы заплатить, чтобы окончательно отвадить официальный Киев смотреть в сторону Европы?
Мы не настаиваем ни на чем. 15 миллиардов - это возвратные деньги, они защищены, я не вижу здесь никакого расточительства. Что касается газа - это
единовременное решение, но оно может продляться. Надеюсь, что мы договоримся о долгосрочной совместной работе.
В этом суть наших предложений и договоренностей. Это никак не связано ни с "евромайданом", ни с договоренностями Украины. Мы просто видим, что Украина находится в сложном положении. И желаем сохранить кооперацию с Украиной. Предприятия этой страны - во многом советское наследие. Там много архаичного, но есть что совместно развивать.
Легко сказать: давайте закроем предприятие, зато потом все будет как в Европе. Но ведь еще дожить надо, а многие предприятия уже не доживут. Изменения требуют времени и капиталовложений, нужны сотни миллиардов. 15 миллиардов - это на поддержку бюджета, чтобы заплатить зарплаты, пенсии, социальные пособия. Да, это поддержка украинского народа. Это средства наших резервных фондов. По требованию украинской стороны, закупаемые бумаги будут размещены на ирландской бирже.
Куда их, в Европу будут продавать? Я очень сомневаюсь. Наверное, это возможно, но очень сложно. Далее. Если Украина примет технический стандарт ЕС, она ничего не сможет нам продавать.
Схожая ситуация в сфере промышленности. Вертолетные двигатели мы почти на 100 процентов закупали за границей, в том числе на Украине. Сейчас мы начали строить уже второй завод по производству авиационных двигателей под Петербургом.
Действительно, оно носит временный характер. Это - дополнение. Мы надеемся, что нам удастся найти какие-то решения долговременного характера, которые помогут нам развивать сотрудничество. Во время президентства Кучмы мы развивали совместный энергетический проект. В итоге все сказали "Да" - и все этим закончилось.
Объясните европейским фермерам, что им нужно "прижаться" в интересах Украины, я посмотрю на это. Решения, связанные с нашими особенными отношениями с Украиной, принимаются ради украинского народа. Это не первое решение подобного рода, "Газпром" дважды подписывал дополнительные соглашения о переносе платежей к существующему договору. Если есть трудности, то зачем добивать своего партнера?
Понимаете, в чем дело? Мы совсем не против ассоциации. Мы защищаем свою экономику. Если Украина распахнет свои ворота в сторону Евросоюза, нам нужно будет защищаться.
Мы пошли на те решения, о которых вы знаете, в силу сложной ситуации в украинской экономике. Не буду анализировать внутренние причины, но есть и внешние. Дело в конъюнктуре рынка по основным товарным группам. Если из 17 миллиардов украинских товаров, продаваемых на рынок РФ, большая часть приходится на машины и оборудование, то при продаже в Европу более 5 миллиардов - это товары сельского хозяйства.
Никто никого не душил. С самого начала говорили - и на Украине тоже: "Если мы хотим быть независимыми, надо платить". В соответствии с европейскими нормами. Почему мы пошли на изменение нормы? Если кто-то хочет субсидировать экономику той или иной страны, пусть это делает не за наш счет.
Ситуация возникла по ряду обстоятельств и причин, но это объективная ситуация. Если это братский народ - мы должны поддержать его в трудной ситуации, это и есть главная причина, по которой мы приняли такое решение. Считаю, что газовый контракт, подписанный еще с правительством Юлии Тимошенко, справедлив. Формула цены - такая же, как и для всех наших потребителей в Европе.
Ну вот, это уже разговор пошел серьезный. А сколько вам надо? (Смех в зале). Начну с ответа коллеге, который начал формулировать эту тему. Вопросы многом похожи, как я и предполагал. Вы знаете, совершенно серьезно вам скажу, без всякой иронии. Мы часто употребляем словосочетание "братский народ". Украина находится в сложном положении - экономическом, социальном, политическом.