Новости

19.12.2013 14:26
Рубрика: Экономика

Нижегородские власти: Тротуары надо чистить так же, как и магистрали

Текст: Альбина Макарова (Нижний Новгород)
Глава Московского района Нижнего Новгорода Геннадий Зотин в интервью "РГ" объяснил, почему коммунальщики города не применяют гранитную крошку как в Финляндии, и почему снег из дворов надо вывозить так же часто, как и с автомобильных дорог.

Геннадий Маркович, перед началом зимнего сезона планировалось, что на улицах Московского района будут применять пескосоляную смесь, а не реагенты, на которые активно переходят другие районы города. С чем это связано?

Геннадий Зотин: Пескосоляная смесь, можно сказать, применялась всегда. В соотношении один к двум эта смесь работает даже при минус 10 и это, конечно, плюс, но и минусов у этого старого метода немало. На дорогах появляется каша из песка и мокрого снега, весной весь этот песок превращается в пыль и мы тратим силы и средства на его вывоз и уборку. У реагентов в плюсах то, что после их применения остается только вода. Да, реагенты не лучшим образом влияют на резину автомобилей и обувь, но они однозначно действеннее.

Наш район к этой зиме заготовил более тысячи тонн пескосоляной смеси, и работать мы будем пока по старинке. Но уже к ноябрю 2014 года и Московский район начнет переходить на реагенты. Дело тут в том, что применение новой технологии требует приобретения и новой техники, к осени следующего года у нас техника будет. Пока мы смотрим, как работают с реагентами Нижегородский и Советский районы. Внедрение нового всегда требует финансовых вложений, сразу на все районы средств не хватило. В Европе, например в Финляндии, обходятся и без песка, и без соли, и без реагентов. Там посыпают дороги гранитной крошкой слоем в 3-5 миллиметров. Потом эту крошку собирают, промывают и используют заново. Бесспорно, это экологически чистый метод. Но у нас нет такого количества гранита и немного другой температурный режим зимой. Переход на такой способ борьбы со льдом требует реорганизации всей системы снегоуборки, а это даже в масштабах одного города будет стоить очень дорого.

Эти доводы, конечно, вовсе не означают, что не надо внедрять ничего нового. Вот сейчас мы справляемся со снегоуборкой, укладываемся в нормативы, но время требует от нас более эффективной работы. Я помню, как в 90-е на дорогах все машины и автобусы ехали по одной колее, а все обочины были завалены снегом. Сейчас норматив - чистить от бордюра до бордюра, то есть дорога должна быть очищена по всей ширине, потому что автомобильный поток в городе огромный. У нас дорожной техники 56 единиц и 160 дорожных рабочих. Проходит техника, следом сразу выходят рабочие с лопатами, которые убирают снег с бордюров. "Остановочники" - это рабочие, которые убирают остановки, у нас в районе в основном пенсионеры, они выходят в 5-6 часов утра, чистят снег, посыпают лед песком.

Сколько дворников сейчас работает на улицах района? Сколько вакантных мест?

Геннадий Зотин: На территории района три домоуправляющих компании (ДУК), в которых работает 165 дворников. Достаточно ли их? Домов в районе более 800. Участки у дворников большие, поэтому в снегопады им трудно справиться с таким объемом работы. Думаю, надо не менее 500 дворников на Московский район, но ДУКи - компании частные, у них свой взгляд на этот вопрос. Напрямую с этим связана и другая проблема - качество уборки тротуаров. Дороги у нас убирают неплохо, и технику новую и технологии новые внедряют, а вот тротуары убирают как 200 лет назад. Большая часть домов в Московском районе построена в 1970-80-е годы, разумеется, без учета мест для стоянок и парковок, потому что не было тогда такого количества автомобилей у людей. Сейчас даже если удается пробиться трактору во двор, то максимум, что он может сделать - прочистить дорожку и оставить за собой огромный вал, который опять же надо убирать.

У дворника в XXI веке из орудий труда все та же лопата и лом. А мини-техники для снегоуборки не хватает, понятно, что она не дешевая, но будущее все равно за ней. Тротуары, если мы хотим, чтобы они были чистыми, надо убирать по тем же технологиям, что и автомагистрали. То есть применение техники, применение реагентов и постоянный вывоз снега. Такому рабочему придется платить не 10-12 тысяч рублей, а тысяч 30, но зато и качество уборки будет другое.

Как район справился с первыми снегопадами этой зимы?

Геннадий Зотин: Хорошо справились, у нас крепкое предприятие, которое обслуживает район уже более 30 лет. Вся снегоуборочная техника находится в теплых гаражах, то есть ничего варварским методом заводить не надо. Люди работают ответственные, проверенные. Но с другой стороны парадокс - чем лучше вычищена дорога, тем больше ДТП. Если какой-то участок убирают в последнюю очередь, то там на дороге каша, все нас клянут и едут тихо-тихо и никаких аварий. А там где все до асфальта почищено, водители жмут на педаль, разгоняются, видимо, забывают, что зима и в итоге - ДТП.

Что же делать? Чистить медленно или водителей воспитывать?

Геннадий Зотин: Строить новые дороги надо и новые надземные и подземные пешеходные переходы. У нас в районе есть улица Рябцева, старая, узкая, да еще и светофоров на ней много, как результат - одни пробки. Построить дублер этой магистрали есть где - вдоль железной дороги, так что выходить этот дублер будет на улицу Федосеенко. Надземные переходы - хороший способ избавиться от пробок. Сам наблюдал: сломался светофор на дороге с улицы Ярошенко, там каждый день пробка, а тут сразу никаких пробок.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород Теплоснабжение и снегоуборка в Нижнем Новгороде. Зима 2013-2014 гг.