20.12.2013 11:15
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" побывал в межкорейском технопарке Кэсон

    "Несмотря на недавние бурные события в КНДР, они никак не отразились на нормальной работе межкорейской промышленной зоны в Кэсоне" и "Мы очень заинтересованы в инвестициях из третьих стран" - наверное, это были два основных посыла, которые хотели донести до посетившей 19 декабря Кэсонский технопарк международной делегации, которая состояла из представителей стран "Большой двадцатки", дипломатов, сотрудников неправительственных организаций и журналистов. Корреспонденту "Российской газеты" несколько повезло, так как удалось попасть в выделенную для иностранных СМИ крошечную квоту и таким образом посетить Кэсон.

    Напомним, что Кэсонский промышленный комплекс находится на территории КНДР недалеко от города Кэсон. Он начал свою работу в 2003 г. В настоящий момент в нем трудятся более 50 тысяч северокорейских рабочих на 123 компаниях Южной Кореи. Сотрудничество осуществляется по принципу "деньги, технологии и оборудование - Юга", "рабочая сила и земля - Севера". В апреле этого года зона пережила серьезный кризис, приостановив работу на несколько месяцев. Однако уже с осени Сеул и Пхеньян договорились возобновить работу комплекса и быстро наверстали упущенное.

    Очутившись в Кэсонском технопарке не сразу осознаешь, что находишься уже на территории КНДР. "Обычная южнокорейская промышленная зона" - таково первое впечатление. Она даже несколько более "вылизанная", аккуратная и "щеголеватая", чем большинство схожих промзон Юга. Однако стоящие на КПП офицеры и солдаты северокорейской армии, необычные регулировщики в шлемах да попавшийся по дороге лозунг "Да здравствует великий вождь - дорогой товарищ Ким Чен Ын!" вкупе с расположенным вдалеке, но все равно прекрасно видным огромным флагом КНДР, напоминали, что здесь уже земля Страны чучхе.

    Впрочем, об "особой ситуации" неустанно напоминали южане. Они строго-настрого предупредили: не фотографировать за пределами разрешенных мест - то есть ничего не фотографировать снаружи, а также военных - не брать слишком "дальнобойных" фотообъективов, выбросить из сумок южнокорейские журналы и газеты и не говорить на политические и прочие "чувствительные" темы. И, конечно же, не допускать шуток в адрес руководства КНДР.

    Сопровождавшие нас сотрудники Министерства объединения Южной Кореи, которые бывали свидетелями самых разных конфликтных ситуаций в подобных поездках, хотя и улыбались, но были несколько напряжены. Как некоторые из них потом признали, они сами до сих пор не до конца понимали, почему власти КНДР вдруг проявили такую активность и снисходительность: несмотря на не самую простую обстановку внутри страны, определенные "шероховатости" в отношениях с Сеулом, Пхеньян вдруг сам предложил и переговоры по комплексу провести, и зарубежных гостей принять, да еще и журналистов потерпеть, которых уже не раз отказывались пускать.

    Но в любом случае, как потом стало понятно, северяне не были настроены конфликтовать - даже наоборот: пропустили мимо глаз пару случаев, когда журналисты стали фотографировать "что не следует", не стали обращать внимание, когда репортеры стали "пытать" рабочих на политические темы, лишь для проформы посмотрели несколько снимков и в целом были весьма доброжелательны.

    Возможно, что их цели совпадали с представителями Юга в комплексе. Последние же решили не терять времени, используя каждую секунду для того, чтобы показать, что в межкорейскую промышленную зону в Кэсоне можно и нужно инвестировать. Проведя презентацию комплекса и показав гостям рекламный ролик про Кэсон, глава Межкорейского совместного комитета по Кэсонской промышленной зоне Хон Ян Хо подчеркнул: "События в КНДР, связанные с казнью Чан Сон Тхэка, никак не отразились на работе нашей зоны. Никаких изменений мы не почувствовали. Мы продолжаем спокойно работать", - подчеркнул он, тут же начав искать потенциальных инвесторов среди тех стран, представители которых приехали в Кэсон. "Мы сейчас используем не более 40 % земли, отведенной под комплекс только на 1-й стадии ее развития. Сейчас у нас 123 компании, на которых трудятся 53-54 тысячи северокорейских рабочих. Если мы используем, что у нас уже есть, то мы легко можем принять 200-250 компаний, где будут работать 120-150 тысяч рабочих из КНДР", - отметил он, подробно расписав затем достоинства комплекса и имеющуюся инфраструктуру. "Мы достигли соглашения с Севером, что комплекс должен активно развиваться в международном направлении. Мы были бы рады принять компании из других стран. Эта территория к тому же имеет огромную символическую значимость: из линии фронта он превратилась в место сотрудничества двух Корей, где бок о бок трудятся более полусотни тысяч граждан Юга и Север", - отметил Хон.

    Сами же северокорейцы также, похоже, рады работать в Кэсонской промзоне. "Я горжусь, что работаю здесь. Получается, что здесь корейская нация становится единой - мы работаем вместе с нашими соотечественниками Юга. Хотелось бы, чтобы как можно скорее настало объединение, и мы действительно стали бы едиными", - сказала в беседе сотрудница текстильной компании "Синвон" Ри Ен Хи.

    Ее коллега по цеху с гордостью рассказал о своих трудовых успехах. "Вся наша продукция экспортируется на Юг. Мы здесь все делаем сами. Южане сами говорят, что сделанная у нас продукция - очень хорошего качества. Говорят, что наши товары продаются лучше, чем похожие вещи из Канады. Это приятно слушать", - похвастался журналистам рабочий Ри Ен Сик. Другой его коллега, попросив не называть имени, признал, что "доволен зарплатой". По данным администрации комплекса, в среднем рабочие КНДР зарабатывают с учетом всех надбавок и доплат по 112 долларов США, что считается очень неплохим заработком.

    Всего же за время поездки гостям показали четыре объекта: Кэсонский филиал южнокорейского банка "Ури", где работают клерки из КНДР, мощности по очистке воды, а также две компании - "Синвон", которая производит текстильные изделия, и выпускающая обувь "Самдок Стэфилд"
    Прощаясь, гости из стран "большой двадцатки" сказали к большому удовольствию принимавшей стороны, что они "получили великолепный шанс своими глазами посмотреть на то, как работает комплекс" и "очень приятно впечатлены". Наши же сопровождающие расслабились только после прохождения паспортного контроля на северокорейской стороне и посадке в автобусы. "Все прошло замечательно. Северяне явно были очень благодушно настроены", - признала сотрудница пресс-службы Министерства объединения Южной Кореи.

    Справка "РГ"

    Договоренности между Югом и Севером о создании межкорейского промышленного комплекса в Кэсоне были подписаны в 2000 г., работы по созданию инфраструктуры начаты в 2003 г. 15 декабря 2004 г. начата отгрузка произведенной продукции. В настоящий момент в нем действует 123 компании, большинство которых (72) производят текстильную продукцию. Также есть производства сферы машиностроения, электроники, пищевой, химической промышленности и других. Общее число граждан КНДР, работающих на предприятиях комплекса, составляет 53-54 тысячи человек. С ними трудятся около 1000 представителей Юг. Средняя зарплата северокорейского рабочего комплекса (с учетом всех надбавок и бонусов) - около 112 долларов США.

    Поделиться